pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Categories:

О творческих свободах

Типичный агрумент противников советской власти из числа "творческой тилехенции" - " Я молчать не буду: тигру художнику в зоопарке не докладывают мяса творить не давали"

А когда мы проклятых комуняк свергнули - вот тут-то в области изящных искусств у нас началось сплошное благорастворение...

И стало художнику житься вольготнее, ибо отныне не притесняли его Ублюдочные Партократы, но оценивал по заслугам Справедливый Рынок.

Так ли это?

Возьмем Бродского.

Никуда не поступивший, 9 классов , исключительная самообразованщина. Зарабатывал он зимой и весной - переводами, а летом - тем что нанимался рабочим в геологические партии.

(Пардон, тут из зала подсказывают что "переводчиком" Бродского в привычном нам смысле этого слова назвать крайне проблематично , поскольку поэтический гений был языкам не обученный - он просто делал литературную обработку подстрочника)

При этом - шапочный знакомый всех тогдашних "селебритиз", от "реликтовой старухи" Ахматовой до кумира своего поколения - Высоцкого. Затем следует красивая расплевка с советской властью, "Нобелевка" отлет в Штаты, за плечами - ореол "диссидента и непризнанного тоталитарной властью поэта", преподавание словесности в американском университете...смерть, которая становится одной из новостей дня в новой уже России (в которую он, кстати, так и не пожелал вернуться). Ну и издания, собрания сочинений, писем, бесед, переиздания переизданного. На нескольких языках.

А сегодня такая биография вообще возможна?

Самообразование? Новые тома сегодня получают отнюдь не все московские библиотеки. Разве что Ленинка. А на лотках хорошие книги очень дороги - у нас самый большой на всю Европу (как в США - не знаю) налог на книгоиздание.
Да и времени в общем-то нет. Чтобы помногу в библиотеках сидеть - надобно свободное время иметь, а его у большинства современных, панимаещь , рассиян не наблюдается, надо вкалывать, крутиться - тут не до самообразования. Знаете в чем разница между благополучной и неблагополучной страной? В благополучной человек живет чтобы работать, в неблагополучной он работает чтобы жить. Как в том анекдоте - "У тебя х..й в жопе и у меня х..й в жопе, но есть нюанс".

Кстати интересно, чем бы себе зарабатывал на хлеб насущный Иосиф нашего времени? Полевая геология у нас сейчас пребывает в глубочайшей дупе (это я вам как сын старшего геолога скажу). Нет у партий и экспедиций таких денег чтобы нанимать на нетребующую квалификации работенку охочих до романтики мальчиков из столичных городов. Если кто и ездит - то в основном "профильные" студенты и в основном - на голом энтузиазме. Профессионалы в элитных НПО сидят по полгода без работы в ожидании жирной "темы".

Переводы? Кому, простите? Парню без профильного образования, когда за каждый кусок иноязычного текста давятся в очереди фрилансерствующие выпускники "инязов" и переводческого отделения филфака? Да и в большинстве случаев - копеечное это дело. В качестве подработки - хорошо, как основном заработок - не очень. Булка конечно будет - но уже без масла. А без профильного образования, сертификатов и рекомендаций - нынешняя судьба молодого Бродского была бы - переводить диалоги в Newerwinter Nights и то, если знакомства в "1С" найдутся соответсвующие .

Так что скорее всего пришлось бы освоить ему профессию программиста или сисадмина, а в свобоное время радовать цветами своего творчества завсегдатаев "Стихиры" или "Манги.ру". Ну может быть сборничек в "Фаланстере". Но уж точно никакой всенародной известности и никакой словесности в американском университете. Лишнее - исключить. Одно дело когда "проклятый тоталитарный режим" и совсем другое дело - Е. И. В. Справедливый Рынок-с.


Музыканты - это вообще отдельная песня.

Среднестатистический музыкант питерской рок-формации, обыкновенный "непризнанный гений", был человеком, которому "баги" системы позволяли класть на все и вся. Он, наш музыкант, работал на ненапряжной работе в кочегарке или ночным сторожем по графику "сутки через трое" (масла не будет, но гарантированный кусок хлеба есть), а в свободное время (которого у него хоть отбавляй) он, когда не употреблял портвейн с боевыми товарищами по цеху, репетировал или давал подпольные концерты. За "квартирник" - 50 руб., за "зальник" (например КЗ ДАСа МГУ отбивает деньги отпущенные "на культуру") - до 100, а если какой "грузынский свадба" - то и все 500. Кто-то из особо экзальтированных завопит - "да это унизительно на свадьбах "Мурку" лабать" - так я ему сеглдняшние новости покажу - вот вам пожалуйста Джей Ло не побрезговала усладить слух г-на Тельмана Исмаилова . За $ 1,5 млн, правда, не побрезговала - ну так 500 рублей в своетские времена тоже неплохие деньги были.

"Мелодия" пластинок не издает? Так студия Тропилло неплохие магнитоальбомы на бобинах делает, которые благодаря тотальному антикопирайту в этой области, за считанные недели тысячами копий расползаются по стране.

А то что БГ из комсомола исключили за безобразия на Тбилисском рок-фесте - так он не сильно переживал по этому поводу.

Был еще "унизительный" рок-клубовский период с квотами и "литовками" - типа "половина песен известных советских композиторов, это исполнять, а вот это - не исполнять" , но он был весьма коротким, а по его итогам все чохом "легализовали" и страна умиленно пялилась на Борис Борисыча в на "Музыкальном ринге" в прайм-тайм по "первой кнопке".

Я скромно умолчу про "непризнанного" Высоцкого, который регулярно снимался в кино, был женат на французской киноактрисе и имел серебристый "Мерседес", а в те времена в Москве такие машинки можно было пересчитать по пальцам....

Отдельным гражданам безусловно не повезло - ну не умели они "проскальзывать между струйками" этой самой системы. Чуть не залечили насмерть в психушке Летова, неизвестно куда пропали Жора Ордановский и предтеча Умки, голос Арбата 70-х Олеся Троянская. Можно конечно на этом основании вопить "проклятый режим", но... подсчитайте сколько музыкального народу в то же самое время на Западе буквально сгорело заживо от алкоголя и наркотиков, каковые в неумеренном кеоличестве предполагал тогдашний статут звездной жизни. Тоже, кстати жертвы "проклятого капиталистического строя" . Давно известно, например из книжки "Hit Men", которую написал не хуй собачий, а бывший продюсер Мадонны и Брайана Ино, что западные корпорации буквально навязывают купленным ими артистам саморазрушительный "звездный" образ жизни. Потому что, во-первых, - хорошо "продается" только та звезда вокруг которой регулярно возникают скандалы, а во вторых наркотическая (иногда в буквальном смысле) зависимость от life style нувориша заставляет музыканта пахать на корпорацию буквально на износ. Моррисона, Хендрикса и Джоплин прикупили, попользовались ими лет 5-10, получили свою драгоценную profit margine, а потом - выбросили как дырявые носки. А где сейчас гремевшие на все 60-е The Who? Жако Пасториус - тот вообще с голоду окочурился в другом, "не своем" десятилетии. Это цинично, но это бизнес, да...

А что наш отечественный музыкант сейчас? Возьму конкретный пример, чтобы далеко не ходить. Тоже из числа "широко известных в узких кругах" Кочегарки "сутки через трое" отошли в прошлое вместе с "проклятым режимом", поэтому он вынужден с понедельника по пятницу корячиться на ремонте ноутбуков (при современных методах менеджмента и интенсификации трудовых процессов, ага), ну и раз в неделю -концерт, в основном - в "Вереске" или в "Археологии" - то есть по сборам - примерно на уровне того самого закрытого зала ДК советских времен. Если менеджменту "Нашего Радио" не придет в голову слегка поиграться с ротациями - наш музыкант так и останется на этом уровне, потому что без "раскрутки" дальше- никуда. А затем - семья, дети... тут уже не до музыки, если она бабок не приносит. Гребенщиков мог валять дурака гораздо дольше, просто в силу наличий "багов" системы, позволявших обществу фактически содержать воспетое им "поколение дворников и сторожей".

Из всего вышесказанного следуют две простые истины.

Во-первых - Качественная культура может существовать только на основе мецнатства или безвозмездного субсидирования в той или иной форме. Когда пытаются в одной корзине совместить искусство и "рыночную модель" первое всегда отмирает и вырождается в trash - то есть в книги типа Донцовой и музыку типа Кати Лель, потому что trash легче раскручивается , легче усваивается и проще продается. Что в общем-то логично - по той же причине самой популярной у пользователя ОС в России является вовсе не Linux, а "Windows" с пиратского диска "Золотой Софт 2006". Потому что ТАК ПРОЩЕ. Но если в области компьютеров такие вещи все же простительны, ибо для большинства людей компьютер - это инструмент+ игрушка, то в области культуры "рынок" оборачивается фактически проводимой медиакорпорациями сознательной политикой оболванивания масс и ведет в конечном счете к упадку и забвению культуры как таковой.

Рынок своей сутью ориентирован на удовлетворение средних потребностей среднего человека. Когда речь идет о пылесосах и кобасе - это получается более или менее хорошо и эффективно. Когда рынок начинает "иметь дело" с культурой - мы наблюдаем обратный эффект.

Во-вторых -
Подлинная культура может существовать только в рамках той общественной модели, которую большинство по неведению зовет "тоталитарной". И способствует тому, как ни странно - достаточно ублюдочная иерархия культуры и культурреггеров внутри этих самых обществ. Жизненное пространство для деятелей культуры оказывается поделенным, грубо говоря, - на два "загона". В одном обитают т.н. "воспеватели и идеологи" - члены всевозможных "Союзов Писателей и Композиторов" - там кормущка самая жирная, травка самая зеленая, одним словом - царство персональных машин, дач, загранпоездок - в общем , о это сладкое слово, - "номенклатура". Среди "воспевателей и идеологов" таланты есть, но их активно затмевает критическая масса бездарей, допущенных внутрь заветного загона "за верность и усердие". Однако подлинные таланты есть и там (например - Маяковский , Покрасс, Лещенко, Турухманов).

Загон поменьше - для подлинных талантов. Они могут быть сколь угодно оппозиционными , но они - своего рода "вывеска" режима, показатель его успехов и достижений - что то вроде топ-моделей, которых нанимают для экскортирования бизнесменов на различные презентации. Чукотский олигарх воспринимается гораздо лучше если его под руки ведут две очаровательные девущки. Ну а Советская Власть выглядит ну просто сногсшибательно, когда в Большом танцует Барышников, на Таганке играет Высоцкий, по радио поет Анна Герман а в кино идут фильмы Тарковского.

Так или иначе, но такая "двухзагонная " модель по сути своей несмпособна освоить абсолютно все культурное пространство - и остается та самая ниша, в которую может прошмыгнуть "непризнанный гений", существующий фактически на дотации.

В обществе с "рыночной моделью" этого нет - ибо рыночная экономика по определению не терпит пустоты. А пустоту она норовит заполнить продукцией trash-культуры, которая на следующий же день обречена исчезнуть по определению. Вы всерьез верите в то что "мусипуси" Кати Лель , худенькие телеса Билана или "стать рачком" Бизюльки станут достоянием чего-то там? Мне вас очень жаль - ваша фамилия Паркер.
А то что могло бы стать культурой - все это время прозябало "где-то там". И никуда не попало потому что оказалось никому не нужно. Культура (в особенности -современная) - крайне зависима от срнедств ее фиксации, ибо времена бардов и рапсодов кончились как только появилось изобретение Гутенберга.

Рынок обяался утолить духовный голод и заполнить сосуды до отказа - но на практике выяснилось что он способен разливать по ним лишь жидкое говно.

Привет.
Tags: жизнь
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author