pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Categories:

Размещаю здесь статью-релиз, которая завтра ляжет на "высокий стол"





О ситуации вокруг музыкального клуба «Форпост»


История музыкального клуба «Форпост» берет свое начало в 1984 году. Тогда Алексей Яковлев, нынешний директор клуба, а в те времена музыкант акустической группы «Деревянное Колесо», вместе со своими товарищами, несогласными с политикой, проводимой Московской Рок-Лабораторией, основал художественное объединение «Арс». Целью участников «Арса» было создание своего клуба с теплой и домашней атмосферой для музыкантов и их слушателей, с беседами за чаем и обменом идеями с обсуждением своих и чужих работ. Предоставить помещение для клуба по адресу ул. Хамовнический вал д.28, согласился «Форпост Культуры имени С.Т. Шацкого». Первый «Форпост» просуществовал ровно год, провел несколько концертов и клубных вечеров, после чего был закрыт чиновниками из МДСТ. Объединение «Арс» было вынуждено перенести свою деятельность в помещение ДК завода железобетонных изделий в Текстильщиках, после чего распалось.

В следующий раз деятельность клуба возобновилась только в 1990 году, когда одно из помещений подвала на Спортивной было арендовано группой «Адо» для записи своего дебютного альбома. На клубной сцене прошла серия живых выступлений таких известных коллективов как «Лаэртский бэнд», «Крематорий», «Ольга Арефьева и Ковчег», «Оптимальный вариант», «Комитет охраны тепла», «Тамбурин». Однако, весной 1992 года клуб был вынужден в очередной раз приостановить свою деятельность в связи с капитальным износом помещения на Хамовническом валу – говоря проще, в подвале д. 28 провалился пол. В связи с павловской денежной реформой и последовавшим за ней масштабным кризисом российской экономики, ремонт в клубе растянулся на 4 года.

За эти 4 года вокруг клуба сформировалась команда энтузиастов, которая, фактически, «вручную» и за свой счет провела ремонт помещения. Следующее официальное открытие клуба «Форпост» состоялось 31 августа 1996 года. Вот лишь краткий список рок- и фолк- коллективов и авторов-исполнителей из Москвы и других городов России и ближнего зарубежья, выступавших с тех пор на сцене этого клуба (в алфавитном порядке):

«Адаптация» (Казахстан), «АДО» , «Алоэ», Арефьева Ольга и «Ковчег», «Барышня и Хулиган», Башаков Михаил (СПб), «Беловодье», «Бенгальский залив», Борзыкин Михаил (Телевизор, СПб), «Бостонское чаепитие», «Ветер Воды», «Вермишель Оркестра»(СПб), «Веселые Картинки», «Вопопады им. Вахтанга Кикабидзе» (Верхотурье-Мск.), «Выход» (Спб), «Ганди», «Глупый Белый», Гурыч («Львиная Дуля»), «Дочь Монро и Кеннеди», Желанная Инна и «Альянс», «Жмурки», «Заповедник», «Зерна» (Владивосток-Мск), «Зимовье Зверей» (СПб), Калугин Сергей, Каникулы Бонифация, Карпов Александр, «Ключ» (Спб), Кожекин Владимир, «Комитет Охраны Тепла» (Кениксберг-СПб-Мск.), «Крематорий», Лаэртский Александр, «Летучий Голландец», Луферов Михаил, Медведев Олег, «Мельница», Непомнящий Александр, Ник Рок-н-ролл, «Оптимальный Вариант», «Пилот»(СПб), «Рада и Терновник», «Регулярные части Авантюристов», «Редкая Птица», «Сабаки Качалова» (Екатеринбург), «Тамбурин» (СПб), Теунникова Юлия, «Точка росы» (Белгород), «Умка и Броневичок», «Черный Лукич», «Jah Division», «Passatiges», «Si Mhor», «The Dartz» (СПб), «White Owl».
(полный список групп , выступавших в клубе «Форпост» за все время его существования можно увидеть в Интернете по адресу http://forpost-club.narod.ru/parade.htm)
Также дирекция клуба «Форпост» неоднократно выступала инициатором некоммерческих фестивалей, дававших путевку в жизнь ранее неизвестным талантливым молодым исполнителям, кроме того клуб проводил ряд благотворительных концертов:
Список мероприятий клуба «Форпост»:
Фестивали:
С 23-25 июня 2000 года – фестиваль некоммерческого акустического рока «Единение»
С 24 мая 2001 года – некоммерческий фестиваль поэтического рока «ДАЖДЬ»
27-30 декабря 2001 года фестиваль «Легенды и мифы 1985-2001», приуроченный к 16-летию клуба.
Благотворительные акции:
30 апреля и 1 мая 2000 в помещении «Форпост» , при поддержке организации «Врачи без границ», организации «Один+Один», газеты «На Дне» (СПб) московского театра «Подвал» состоялась акция «Домашний концерт для бездомных». Вторая аналогичная акция была проведена 9 и 10 декабря в помещении театра «Подвал» при поддержке клуба «Форпост» и других названных выше организаций.
30 апреля и 1 мая 2001 года – в клубе состоялся благотворительный концерт «Музыканты в поддержку Детского Хосписа» в параллельная акция была проведена в другом аналогичном московском клубе «Неформат». Кроме того, 10 декабря 2001 года в поддержку Хосписа в Ярославле был проведен концерт Умки в театре «Подвал». Звук и информационную поддержку обеспечивал клуб «Форпост».
6 ноября 2001 года – концерт Юлии Теунниковой в театре «Подвал» с целью сбора средств на приобретение нового электрокардиографа для гуманитарного центра «Сострадание». Рекламная поддержка – клуб «Форпост».
5-14 июля 2001 года – серия благотворительных концертов с целью сбора средств на лечение больных музыкантов - Кузи Уо (СПб) и Али Высоцкой.
9июня 2004 года – благотворительный концерт с целью сбора средств на операцию Александру Непомнящему.

Чем же так уникален клуб «Форпост», который ныне собираются закрыть чиновники из префектуры ЦАО. Во-первых, этот клуб является неотъемлемой частью истории российской рок-музыки. Нельзя не вспомнить о том, что клуб «Форпост» - это практически единственный сохранившийся по сию пору «реликт» эпохи 80-х. Современники Московской Рок-Лаборатории он пережил и ее и знаменитую «альма-матер» русского рока – Ленинградский Рок-клуб на ул. Рубинштейна, сумев приспособиться к новым экономическим условиям и найти свою нишу и свою аудиторию. Что это за ниша и что за аудитория?
Основными посетителями «Форпоста» и подобных ему клубов было, прежде всего, студенчество и представители среднего класса. Цены за вход редко поднимались выше 200 рублей и окупаемость клуба была, фактически, мизерной – зато цены были по карману каждому, кто хотел услышать Живую Музыку и Живое Слово. Здесь же можно было побеседовать о последних музыкальных новостях, приобрести записи любимых исполнителей и малотиражные журналы о современной российской рок-музыке.
Игравшие в «Форпосте» рок- и фолк-группы и автор-исполнители определяются емким понятием «андерграунд» , означающим сообщество музыкантов, поэтов и художников, независимых от коммерческих организаций и продюсерских центров. Музыка, исполняемая музыкантами «андерграунда» не вписывается в «формат» определяющих вкусы большой аудитории коммерчески-ориентированных FM-радиостанций, таких как «Наше Радио» и «радио-Максимум»., но именно в этой среде генерируются новые идеи, новые мелодии и слова, которые потом, зачастую беззастенчиво заимствуются коммерческими авторами и используются ими для создания собственной популярности. Лишь считанным единицам из этой категории исполнителей удается пробиться «наверх» к концертам в больших залах и «раскрутке» на радиостанциях – остальные остаются известными едва ли сотне тысяч человек на всю страну, нескольким тысячам в Москве, а на концерты регулярно приходит из них не более сотни – в основном вследствие отсутствия мощной системы распространения информации о деятельности исполнителей и малой вместимости клубных залов (так в зале «Форпоста» единовременно могло разместиться не более 200 человек). Фактически все существование независимой музыки в Москве держится на сети небольших клубов - , таких как «Форпост», «театр песни «Перекресток», «Неформат», «Второй Этаж», «Мир Приключений», «Проект ОГи» и др. В настоящий момент большинство из этих клубов уже закрыто, другие, по всей видимости, будут вынуждены прекратить свою деятельность в самом скором времени.

В настоящий момент правительство Москвы ведет против этих уникальных центров живой культуры планомерную войну на уничтожение.

Против мини-рок-клубов организуются заранее спланированные «акции протеста жильцов» (по бедности своей большинство клубов арендуют преимущественно подвалы и первые этажи жилых домов), каждый месяц с них требуют все более высокую арендную плату, насылают пожарную инспекцию и другие инстанции. Принцип прост - «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Московские чиновники в поисках источников дополнительного дохода решили присмотреться поближе к некоммерческим организациям.
Чем заканчивается подобная ситуация и какова в дальнейшем бывает судьба отобранных помещений - можно рассмотреть хотя бы на примере «Театра песни «Перекресток», ориентированного на авторов КСП и акустических рок-исполнителей (ранее находился в районе метро «Сокол», Волоколамское ш-е, д.13). Помещавшийся в подвале крохотный клуб стал жертвой заранее спланированных жалоб жильцов на «этих волосатиков». Местная управа приняла жалобы к сведению и начала неуклонно повышать арендную плату. Под письмом в защиту «Перекрестка» поставили свои подписи виднейшие деятели культуры Российской Федерации, включая Михаила Швыдкого – однако городские власти решили все по-своему, создатель клуба – известный на всю Россию бард, неоднократный лауреат Грушинского фестиваля Виктор Луферов был выброшен на улицу вместе с аппаратурой, а вместо театра песни в подвале жилого дома с удобством расположился…ресторан. Теперь вместо «волосатиков» жильцы дома № 13 вынуждены вдыхать запах горелого лука и масла и просыпаться от звуков отъезжающих и прибывающих автомобилей. Была поднята новая кампания жалоб и петиций, теперь уже безо всяких «указаний сверху», однако она не возымела решительно никакого действия на районную управу – ресторан приносит значительно больший доход. Такая же судьба, по всей видимости ждет и опечатанное ныне помещение клуба «Форпост».

Вкратце, претензии управы района «Хамовники» к клубу сводились к следующему: 1) Журнал «Афиша» печатал объявления о концертах клуба «Форпост» в разделе «ночные клубы», из чего следует, что клуб работает по ночам, что недопустимо для работающей с подростками организации. – На самом деле в журнале «Афиша» просто нет разделов «вечерние клубы» и «рок -клубы», поэтому в одну и ту же категорию там попадали и казино «Метелица» и «Спортбар на Новом Арбате» и клуб «Форпост» - совершенно разные по профилю своей деятельности учреждения. Концерты в клубе «Форпост» начинались обычно в 19-00 по Мск., а в 23-30 Алексей Яковлев лично проверял клуб на наличие остатков посетителей, безжалостно их выгонял и запирал за собой дверь. За все время пока я посещал концерты в клубе «Форпост» это правило ни разу не нарушалось.
2) Посетители клуба курят и пьют пиво, что недопустимо для организации работающей с подростками. Для начала необходимо отметить, что «работа с подростками» велась не самим «Форпостом», а театром детского творчества «Улей», расположенном в том же подвале на Хамовническом валу , в деятельности которого Яковлев также принимал самое активное участие и неоднократно предоставлял детям клубную сцену для репетиций и спектаклей в дневное время. В вечернее же время (когда, собственно и функционировал клуб «Форпост») подростков туда попросту не допускали – посещение концертов было запрещено лицам до 18 лет, более того, согласно действовавшим правилам администрация могла отказать любому лицу в праве посещения клуба без объяснения причин. И уж тем более подросток не мог купить в баре «Форпоста» пиво и сигареты – действовали жесткие ограничения, установленные соответствующим законодательством Российской Федерации. Употребление наркотиков и появление в клубных помещениях лиц в состоянии наркотического или алкогольного опьянения строжайше запрещалось правилами клуба. Теперь – собственно о баре. Бар (с бедным довольно таки ассортиментом и отсутствием спиртных напитков крепче пива) практически всегда бывает необходим подобного рода клубам для того чтобы «удержаться на плаву» - цены на билеты, как было сказано ранее, редко поднимались выше 200 рублей и при малой вместимости зала существенного дохода клубу не приносили. Бар (как и продажа аудиозаписей) был важным источником дополнительных средств.

Во исполнение распоряжения префекта ЦАО от 26.05.2003г. № 2713-р "О проведении конкурса по закреплению помещений, вошедших в Реестр муниципальных досуговых помещений, предназначенных для работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства в Центральном административном округе" в районе Хамовники была проведена плановая проверка 30 помещений, занимаемых молодежными и досуговыми клубами. В их числе оказался и клуб «Форпост». Проверка проводилась в период с 5 по 15 мая 2005 года. В состав рабочей группы входили специалисты управы и депутаты муниципального собрания "Хамовники". Разумеется проверка выявила «Серьезные нарушения» в работе клуба и было принято решение о ликвидации социального заказа, означавшее фактическое закрытие старейшего из московских рок-клубов, имевшего уникальное значение для культурной жизни района. В настоящий момент помещение «Форпоста» опечатано и, по непроверенным слухам, уже продано новому «эффективному собственнику». Дальнейшая судьба клуба остается неизвестной.
Алексей Яковлев так откомментировал ситуацию: «Насколько я понимаю, главе управы понравилось помещение. Но, поскольку мы его не арендуем, а находимся в оперативном управлении социально-педагогического комплекса «Форпост в Лужниках», справиться с нами будет проще простого, — говорит директор музыкального клуба Алексей Яковлев. — Закон на стороне управы, помещение и так принадлежит ей. Но почему-то никто не задумывается, что оно было профилировано более 20 лет, что это старейший клуб Москвы, что наше существование давало уникальную возможность некоммерческим группам выступить. К сожалению, мы можем выжить только в случае поддержки со стороны властей. И ведь не деньги нам нужны. Максимум, чего просим, — оставить клуб в покое».» («АиФ» 15.06.05).
В то же время префектура ЦАО и управа р-на Хамовники подают в прессу сильно искаженную или откровенно лживую информацию по этому поводу. Название и «шапка» статьи в газете «Вечерняя Москва» от 22 июня 2005 года говорит само за себя: «В ДЕТСКИХ КЛУБАХ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ ОБНАРУЖИЛИ БАРЫ: Бары и магазины, как выяснилось, заняли помещения многих молодежных клубов в центре Москвы. Власти округа подвели итоги проверки, проходившей в прошлом месяце в районе Хамовники». Статья аналогичного содержания была также размещена в «МК». В этих статьях управа района «Хамовники» выставляется в роли едва ли не бескомпромиссного борца против поглощения коммерческими организациями детских и молодежных досуговых учреждений, хотя в действительности все происходит как раз наоборот – у имеющих уникальное культурное значение организаций изымаются помещения и передаются коммерческим структурам. Робкие голоса протеста беспощадно заглушаются – так назначенный на 7 июля 2005 отчетный концерт выступавших в клубе музыкальных коллективов в Краснопресненском парке, во время которого планировалось провести сбор подписей в поддержку клуба, префектура ЦАО потребовала отменить, хотя ранее сама же выдала разрешение на его проведение. При этом от А. Яковлева потребовали НЕ ОПОВЕЩАТЬ посетителей и сочувствующих клубу об отмене концерта.(неужели готовится очередное «подавление массовых беспорядков»? – ведь о концерте были оповещены практически все постоянные посетители клуба и пользователи сети Интернет, а также многие музыканты) Одновременно с этим РОО СПК «Форпост в Лужниках» потребовало от дирекции клуба разместить на сайте «Форпоста» информацию о том, что клуб не имеет никакого отношения к их организации.

Вопрос о дальнейшем существовании сети московских некоммерческих музыкальных клубов есть вопрос принципиальный – останется ли в скором времени в районе «Хамовники» да и в Москве вообще хотя бы одно заведение такого рода, или музыканты будут вынуждены вновь, как это уже было в 70-х-80-х годах прошлого века выступать по частным квартирам на полулегальных основаниях? Будет ли вестись работа с молодежью в ЦАО, да и по всей Москве на основании принципа «Управа лучше знает что вам нужно» (а нужны по мнению чиновников исключительно исполнители поп-музыки под фонограмму в сочетании с народными ансамблями песни и пляски), или же чиновники хотя бы раз прислушаются к мнению молодежи, интересы которой они столь активно отстаивают. Удастся ли вообще сохранить уникальную культуру российского андерграунда, базой для существования которой в последнее время были клубы подобные «Форпосту», или же он, как «коммерчески неуспешный» будет обречен на исчезновение, а его место окончательно займут исполнители поп-музыки и коммерческого рока. Не приведет ли это к резкому обеднению российской музыкальной сцены?

В Москве на каждом шагу можно встретить залы игровых автоматов, бары и танцевальные клубы по $60 за вход, где любому желающему могут предложить таблетку «экстази» или другого легкого наркотика - а клубов, подобных «Форпосту» в настоящий момент осталось не более пяти, да и те ждут «своего часа», когда очередному чиновнику может понравиться занимаемое ими помещение – их судьба будет решена. Неужели в таком огромном городе как Москва для них не найдется места?


Если кто и куда ее захочет поместить - то я буду только рад. Но раззамочивание и все разрешения на публикацию будут даны только завтра по весьма важным причинам.
Мы с madbeast в районе Краснопресненского парка в урочное время -таки будем. На всякий случай. Может наша помощ понадобится кому-то из близких и дорогих нам людей.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author