pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Category:

Таки о музыке: ЭТО ЖЭЛЕЗО, СВОЛОЧЬ!!!

К написанию данного текста меня побудили две вещи. Нумеро уно: читая по ленте и в журналах чужих френдов восторженные отзывы на "Долгую и Счастливую жизнь" я регулярно бесился и готов был от злости перекусить провод от системного блока к монитору. Спору нет, альбом замечательный, даже архизамечательный, кто бы и что по этому поводу не говорил. Но когда почти половина ЖЖ на все лады расхваливает песню "Айя (Помоги себе сам)", к авторству которой Егор не имеет никакого отношения ровным счетом, я говорю: "Страна должна знать своих героев!" (и ниибет).
С другой стороны, меня откровенно говоря достали мальчики и девочки из числа фоннатов "современной тяжелой музыки", которая, оказывается, состоит в их глазах почти исключительно из Rammstein и HIM. К славным кибер-техно-металлистам из фатерлянда я отношусь вполне сносно, но вид гламурно -готишного финского мальчика в шапочке с крашенными губками вызывает у меня лично неудержимые позывы к проблеву на месте. Когда мальчикам и девочкам говоришь страшное слово "хардкор", воображению большинства из них рисуются джинсы-трубы со спущенными подтяжками, рэп, красная бейсболка козырьком назад и прочая атрибутика говноедов из Limb Bizkit - словом, все прелести псевдорока для "поколения Pepsy" . О том, что в этом замечательном жанре кое-что сочиняется и напросторах нашей необъятной Родины, большая часть народа понятия не имеет.
А теперь снимите с полки ваш любимый диск с "Долгой и Щастливой Жизнью" и прочитайте credits - если диск не совсем левый, то фамилия автора песни "Айя" там указана - Машнин.
Дальнейший текст - не "история группы", не рассказ о... , а просто впечатления от прослушивания альбома МашнинБэнда "Жэлезо". Итак

...несколько секунд шуршания пленки в кассетнике и хриплый голос с ленцой произносит: "Что это, Бэрримор? - Железо, сволочь". А далее - жесткий запил, дикий надрыв, музыка в пулеметном темпе, сорванный криком голос и текст. Текст без компромиссов и недомолвок - такой же как жизнь, которая там, за окном:

Ненавижу себя в зеркалах
Ненавижу себя в себе
Ненавижу жизнь и свою жизнь
Ненавижу свое время
Я бесполезный для общества член
Вышел пустым, как из камеры воздух
Был и пропал, как пузырь на болоте
Скоропостижный текущий пузырь
Хватит ли тысячи читанных книг
Чтобы укрыться от ребер ладоней
Грызть, кромсать, потрошить самому
Или дать себя тихо и скромно зарезать
Лучше
Уйти отсюда
В землю, в небо, в море, в огонь
Лучше
Уйти отсюда
В землю, в небо, в море - отсюда


Андрей Машнин начинал , как ни странно - с КСП. Потом пытался играть "русский рок" и даже отработал свое в знаменитой "Камчатке" - была такая культовая кочегарка в городе на Неве, над которой до сих пор витает косоглазый призрак Цоя.
На фотографии - типичный советский инженер-"шестидесятник". Такому бы петь на одной сцене с Никитиными : "Когда мы были маладыыми". Или мыслить о судьбах России на кухне под водочку с чайком на заботливо расстеленной газете "Московский П@#доболец". Но, увы, Машнин так не умеет. Каждая его песня - это прямое отрицание заповеди Христа насчет "подставь другую щеку". Вместо этого Машнин со всего размаху прикладывает слушателя мордой об стол. Таких песен не выдержит ни одна кухня, ни один костер - разлетятся к чертовой матери стаканы и стекла, а соседи в ужасе вызовут ментов.
Нет стихотворных красот и прихотливого слога - но есть прямая речь, бесконечный монолог в стиле "ужас и моральный террор", на языке доступном и понятном каждому живущему в большом городе. И , тем не менее, это-Поэзия. Именно так, с большой буквы.
Вместо страха приходит чувство до конца осознанной свободы от нерифмованного живого Слова, от силы добровольного отказа соответствовать требованиям общественной мимикрии.
Больше не надо "от страха косить под хорошего":

Страшно
Выйти из дома
Попасть на глаза железным болванам
Больно
Соприкасаться
С чужими руками железных болванов
Волки
Вышли на улицы
Сегодня так модно - быть железным
Поздно
Закапывать в землю
Холодное, серое, злое железо
Я попадаю под выстрелы взглядов
Попадаю под нож рукопожатий
Умираю в своих глазах
Умираю в собственной шкуре
Пойду гулять по спинам прохожих
Пинать голубей, опрокидывать урны
С прахом гнилого культурного слоя
Города трех неудачных восстаний
Что, выкусил жизни
Ну так отдай свое место
Иди себе с миром
По нитке над ямой
Никто не заметит
Воспользуйся случаем - падай
Вот она, твоя свобода
Вот она, твоя революция


Здесь нет ни одной песни, на которой можно расслабиться и передохнуть, зажечь свечу, не дочитав отложить очередного мураками, и погрузиться в сон разума, коий, как известно, рождает чудовищ. Человек - хрупкое измученное существо, терзаемое всевозможными фобиями. Второй трек на альбоме не сулчайно называется "КОШМАРЫ":

Добрые (в сущности) звери
С человеческим мясом в глазах
Реки, одетые кафелем
Бесконечный каменный снег
Жесткий
Хрустальный воздух
Не лезет в горло, хрустит на зубах
Твой первый
Убитый собой
Настоящий противник
Закопан
Спи спокойно
Тебе не приснится
То, что других заставляет плакать
То, что будит их жен
Перепуганных криком
То, что приходит снова и снова


Опомниться и перевести дух - невозможно. Ощущения от прослушивания вызывают в подсознании образ сталевара, который, прийдя с жесточайшего бодуна на работу перепутал емкости и хлебнул расплавленного металла прямо из доменного ковша:

Спи спокойно
Тебе не приснится
Поезд - на дальний восток
Самолет (или долгое судно) - на крайний север
Спи спокойно
Тебе не отрежет
Голову в лифте
Девочка с бантом
Со скрипом не выйдет из шкафа
Небритый зеленый пришелец
Спи спокойно
Тебе не приснится
Будто жена
Задушила ребенка
Голые, влажные фотомодели
Что-то шевелится под одеялом
Моя ночь
Мой перекошенный мир
Память выносит помои мозга
Я не хозяин собственным снам
Я только жертва, всегда только жертва
Потребность тела
Необходимость
Снятия усталости организма
Выжить во сне
Успеть проснуться
Чтобы потом
Вернуться снова
К своим кошмарам
Своим кошмарам
Своим кошмарам


Машнин ведет свою песню-монолог дальше и дальше, не останавливаясь, почти не делая пауз, слово за словом, как будто вколачивает гвозди прямо в нервы слушателя или бъет бесконечной очередью из пулемета, не целясь, по сонным кварталам как тот самый "террорист Иван Помидоров" из песни Шевчука. Впрочем, у того лирический герой на допросах раскаивался - "Я ж холостыми!!!". Теперь диск снаряжен боевыми, хватит ребята! Злому времени - злые песни:
Заброшенный дом
Мертвый бетон, живой кирпич
Тени
И голоса теней
Стены
И глаза на стенах
Ага
Это все уже было
Дальше пойдешь - не будет ступенек
Куда-то там еще лезть по перилам
Это мой сон №16
И так всю ночь
И так всю жизнь
Полезный, общедоступный вид спорта
Выжить во сне
Успеть проснуться
Чтобы потом
Вернуться снова
К своим кошмарам
Своим кошмарам
Своим кошмарам.


По телевизор - очередной репортаж об "успехах контртеррористической операции в Чечне". Потом отключить ящик, врубить комп и, глядя сквозь нарисованный прицел, расстреливать нарисованных террористов. А можно врубить на полную громкость следующую песню - СНАЙПЕР:
Затекли ноги
Отсидел за день
Глаза слезятся
Руки замерзли
Где они там все
Хитрые стали
Меня боятся
Меня боятся

Прицел -( есть!)
Патрон - (есть!)
Приклад - (есть!)
Затвор - да...
ОТКРЫТЬ ОГОНЬ! ОТКРЫТЬ ОГОНЬ! ОТКРЫТЬ ОГОНЬ!
Снайпер...
Долго не пишут
Как там дома
Дети забыли
Не мылся полгода
Хорошее место
Жить бы вон в том доме
Где они там все
Меня боятся
Прицел -( есть!)
Патрон - (есть!)
Приклад - (есть!)
Затвор - да...
ОТКРЫТЬ ОГОНЬ!...
Снайпер...
Знать убойную силу
Учитывать скорость ветра
Задержать дыхание
Не зацеливаться
Менять позицию
Не сверкать на солнце
Осторожно - снайпер
Не высовываться
Мало работы
Утром один - и все
Плохо попал
Наверно, ранил
Скоро стемнеет
День пропал зря
Где они там все
Умерли, что ли?
Прицел -( есть!)
Патрон - (есть!)
Приклад - (есть!)
Затвор - БЛЯ-А-А-ДЬ!!!
ОТКРЫТЬ ОГОНЬ! ОТКРЫТЬ ОГОНЬ! ОТКРЫТЬ ОГОНЬ!
Снайпер...


Захотелось лирики и городского романса? "Образа Питербурга у Гоголя и Достоевского" и прочих принадлежностей из школьных сочинений по "лит-ре"? В песне КАЛЕКА есть свой Евгений из "Медного Всадника" и свой Акакий Акакиевич, благодаря которому "все мы вышли из гоголевской шинели". Только Питер стал совсем другим - на дворе конец XX века, как никак. Форма все таже - фирменный бескомпромиссный хардкор от Александра Машнина и его бэнда:
Это было как раз неделю назад
Я шел к своим, я шел домой
Было так тихо
Что от моих шагов
На небе дребезжали звезды

Месяц - рогатый муж звезд -
Светит мне в спину
Я топчу свою тень
Грязь
Чавкает
Моими ногами
Жирная, сосущая грязь
Весна вступает в свое говно
Оттаявшая собачья радость
Экономия на фонарях
Вздернута
И воняет носками

Гуляка
Гуляка
Гуляка я, гуляка!

В дебрях кустов заработал кот
Это наш половой вопрос Чемберлену
Остановившись поссать
Я слышу, как дышат в соседнем доме
Я выбираюсь на корку асфальта
Рельсы
Загибаются за угол
Я лягу спать с первым трамваем
С первым попавшимся мне трамваем

Гуляка
Гуляка
Гуляка я, гуляка!


Что, жалко стало маленького человечка, извечного героя школьной классики? Поздно - ему давно уже насрать на любую жалость, на свое лицо, на вас и ваши жалкие потуги и на весь этот мир в частности. Ему надоело быть объектом для жалости, ему надоело быть маленьким, ему вообще НАДОЕЛО БЫТЬ. Он - один из мифов этого города, абстрактная единица, вынесенная за скобки окружающего бытия:

Дома - душ
Ужин, жена
Радиоприемник, телепередатчик
Много
Подсобных помещений...
Фу ты, блядь,
О чем это я!
Нет, нахуй, никакого дома
И ноги отрезали год назад
Никуда я не шел
И никто не чавкал
И вообще -
Я сейчас вам снюсь

Калека
Калека
Калека я, калека.


Это ни разу не Гоголь и не Достоевский - а вполне себе Хармс, вещи которого так же абсурдны как и декарация для данной песни - вторая столица, город Санкт-Питербург, построенный на костях. Пенся -то, на самом деле - о том, как медленно но верно в этом городе едет крыша. Грубый физиологизм оборачивается мечтой о реальной плоти, необходимой призраку "мифа Санкт-Питербурга" для полноценной жизни.

Впрочем болен по-своему каждый. Даже человек , имеющий руки и ноги и живущий в одной из бетонных сот большого человейника. Песня СОСЕДИ - это монолог "героя нашего времени", одного из вас, живущих в этом городе , на этой улице и в этом доме:

Да, они тоже люди, я знаю
Я с ними вырос и знал их лица
Доктор, я знаю, я болен, болен
Доктор, но я - застрелился первым
Доктор... Но ты не доктор, а Проктор
Ты победил шампунями перхоть
Но ты вообще не из этой песни...
Доктор ушел, и можно признаться:

Я убил
Я убил
Я убил
Я убил
Я убил всех соседей
Да, это я убил их.



Оставшиеся пять песен альбома выдержаны все в том же стиле - жесткий , эгнергичный драйв, не позволяющий ни на секунду оторваться от репортажа Машнина из жизни добровольных детей подземелья, под саундтрэк из программы "Катастрофы недели".Его лирическому герою надо всего лишь пройти через все круги для того чтобы "дожить до смерти":

Новая ночь
Что-то опять
Захотелось повеситься, бросить жить
Новая ночь
Досидеть до рассвета
Слушая музыку фильма Твин Пикс
Новая ночь
Встали часы
Что это значит? - Просто случайность
Новая ночь
Выключу свет
Одному в темноте мне не так одиноко

Палец в носу
Какое мне дело
До приличий общественной жизни
Некому врать
Никто не оценит
Хорошей, грамотной лжи
Стать бы, как все
Но это - кокетство
Стать, как все
Не хватит цинизма
Быть, как все
Это очень просто
Стать, как все
Это слишком трудно

Можно пойти
От нечего делать
Разбудить и трахнуть жену
Можно пойти
Покататься в лифте
Только б выбрать одно из двух
В окнах
Соседнего дома
Пример, как надо - темно и тихо
Приятный сон
Про черное море
Куда задевался мой фаустпатрон!?!
Дожить до рассвета!
Дотянуть до рассвета!
Дожить до смерти!


В тих строках нет никакой "мертвечины" - только страстное желание ЖИТЬ - а не казаться самому себе ночью на кухне.
А в соседнем окне тем временем разыгрывается одна из "типичных женских трагедий" в виде кавер-версии известной сказки Киплинга. Городские волки воспитывают своих Маугли - и вот вам результат:

Холодным летним днем
По чистым скатам крыш
Противный мелкий дождь
Стучит, как бог послал
Приятный теплый душ
Уютный черный плащ
Немецкий острый нож
Маугли! Это мой выход!

Она была мала
Она еще не пила
Она хотела полюбить орла
Но полюбила козла
Он пришел к ней голый
Из соседнего леса
И по-нашему - ни бум-бум, ни бельмеса
Он мычит, как бык
И воет, как волк
А она для него брала деньги в долг
Он полный урод
И воняет, как падаль
А она его жалела
И звала его - "Маугли"


Никакого хэппи-энда. Конец у этой сказки будет вполне закономерным:

Она его любила
Она его мыла
На одно его рыло
Извела мешок мыла
И она была счастлива
Быть с ним вместе
И на все вопросы отвечала
- Не лезьте!

Она не стала взрослой
И я помочь не успел
Она боялась, что он ее бросит
А он не бросил
Он ее съел
Иду убивать Маугли!


Последние две песни альбома - это уже прямая речь, безо всяких иносказаний, обращение к тем, кто понимает, что быть молодым в наши дни граничит с преступлением. "СКАЗАТЬ НЕТ" - вроде бы типичная "песня протеста", обильно сдобренная едким сарказмом. Набор лозунгов - или горячечный бред умирающего - трудно понять:

Мы не будем стоять лицом вниз
Мы не будем лежать лицом в грязь
Мы не будем слушать тех
Кто хрустит под ногами
Мешает ходить
Мы сломаем тупик на нашем пути
Если хватит денег
На пару пива
Мы стоим на пороге звука
Который зарежет уши
Жующим сопли
Плакать -
Только в укромном месте
Так, чтобы не нарваться на жалость
Не вызывают сочувствия
Разбитые сердца и морды
Вошли в привычку
Хватит
Ждать защиты
Пора напасть
Пока не выпала челюсть
Выйти на волю из нервных клеток
Вон уже - там - раздают рогатки

- Я вам не Роберт Де Ниро
Я Себастьян Перейра
Из Рио-де-Жанейра
Потомок инженейра
Окончена работа
Опять пришла суббота
И нам с тобой охота
Но в доме - спит пехота

За забором, на теплой траве
Хорошо лежать
Уставившись в черное небо
Немножко кружится голова
От вращения
По орбите Земли
Звезды подглядывают и подмигивают
Космонавты
Машут руками
Есть ли жизнь на других планетах?
Есть ли жизнь у тебя в подъезде?
Тот, у кого прозрачные волосы
Выглядит точно так же, как лысый
Вооруженный прозрачной дубиной
Каждому может устроить сюрприз
Отдай свой голос врагу
Пусть он оглохнет
Внезапность - хороший союзник
Прогони свою молодость
Что еще нужно,
Чтоб встретить старость

Череп - такая же кость
Как и все остальные
Мозгов только больше
Все - не такие, как все
Потому что не могут увидеть себя снаружи
В 6.30 - подъем
Смывание сна холодным мылом
В 22 - отбойная ругань
Хлебные крошки мешают уснуть
Бабушка, почему у тебя
Такие большие зубы?
- О наивное, глупое дитя! -
А что еще нужно
Чтоб встретить старость?


Последняя песня альбома обыгрывает известную древнероусскую рок-идею "Закат Солнца вручную". В варианте Машнина это уже не "закат солнца", а нонконформистский hand-made Апокалипсис. Ненависть достигла предела, чаша терпения переполнилась. Хватит:

Снег скрипит наверняка за окном
Под ногами далеких и близких прохожих
Мой чайник свистит, он дошел до точки
Кипения, превращения в пар
Я сегодня встал рано, я оделся в белое
Чистое, как тот скрипучий снег
Я задумал огромное грязное дело
Закат солнца вручную

Проще убить старуху-процентщицу
Чем заниматься любовью к ближнему
Пуля - не воробей и не слово
Вылетит - сразу почувствуешь разницу
Победа будет под нами
Победа окажется полной на ощупь
Я не люблю лежать на спине
Пусть меня похоронят калачиком

Небо не видит меня, как букашку
Небо спокойно гадит мне на голову
Погоди, я еще доберусь
Выверну тебя наизнанку
Хэй-хоп, хэй-хоп, хэй-хоп -
В лесу раздается оргазм дровосека
Работа руками на свежем воздухе
Здоровый образ интимной жизни

Город дал усыпить себя
Радиоактивным эфиром
Город пустил на подушку слюни
Тут-то я и выйду на сцену
Пора собираться
Пора отключать телефон и газ
Пока никто не успел вмешаться
В мое
огромное
грязное
дело

Пусть никогда не будет солнца
Пусть никогда не будет неба
Пусть никогда не будет мамы
Пусть никогда не будет меня


Жутковатый манифест отрицания бытия вырастает прямо из оптимистической песенки советских детей. Это - голос новой, сегодняшней реальности, в которой офисные "билдинги" давно заслонили "небо вокруг", а под автостоянку заняли тот кусок асфальта, на котором мальчишка рисовал свои картинки. Всего этого больше не будет - есть только голос охрипшего радиовампира, злой речитатив рвущийся на волю через плотную стену тяжелого гитарного "запила" . Закат Солнца вручную. Конец всех утопий.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author