pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Categories:

"Аватар"

Посмотрел и ажно в 3D. Кстати это первый фильм , который я смотрел в таком формате, потом схожу еще наверное на бертоновскую "Алису"

Никакой "новой эпохи в кинематографе", конечно же несколько мимо кассы. Те кто видел заставки к современным игрушкам, те кто смотрел трехмерную "Final Fantasy" или "Бессмертные: Война миров" все это уже видели и не раз и не два. И вообще на 3/4 "Аватар" не фильм, а мультяшка, что неизбежно "скрадывает" игру актеров. За каким чертом надо было приглашать Сигурни Уивер, если у нее "живой" там две с половиной реплики, а так пол-фильма по экрану скачет красиво отрисованная синяя кукла с ее лицом, но без ее мимики и без ее эмоций? Тут, извиняюсь, сыграл бы кто угодно, хоть студентка 2-го курса ВГИКа, хоть Софи Марсо, хоть старушка Алиса Фрейндлих - все равно основную работу делает не актер а художники-аниматоры.

Но все же это Камерон, и уже в силу этого обстоятельства "Аватар" хоть тушкой, хоть чучелком войдет в анналы мирового синематографаъ. Хотя бы за отличный сюжет и великолепнно проработанный мир. Тут я, как старый раливой толчок снимаю шляпу - у Камерона в одном фильме получилось не хуже чем у Лукаса в первых трех. Впрочем, ему в каком-то смысле не привыкать. Бионическая цивилизация Пандоры кажется не менее "ощутимо реальной" чем миры "Терминатора" и "Чужих".


Мир

Сюжет "Аватара" достаточно банален и обыгрывался, в основном, правда, в литературе, не раз и не два. Это тема вторжения техногенной цивилизации со своими мотоскафами-пулеметами-мехами-глайдерами в мир фэнтази. Главная цитата из миров "меча и магии" у Камерона - это сами жители Пандоры. Синие трехметровые На'ви - это хорошо и определенно узнаваемые эльфы из AD&D до "грехопадения" (то есть до соприкосновения с силами Тьмы). Весь набор "острые уши-лес-луки", да еще "драконы" (вернее-виверны) на которых они летают - явно позаимствованы из фэнтази. Но в этот лесной коктейль с синими эльфами примешивается совершенно посторонняя тема, которая по мере развития действия фильма звучит все громче и громче. Сказочная Пандора из просто фэнтази постепенно становится миром фэнтази-киберпанка

У каждого "эльфа" Пандоры, на голове растет некая особенная косичка с хвостиком на конце. Этот хвостик, назначение которого напрочь неизвестно конструирующим "аватаров" земным ученым, на самом деле является средством для прямого подключения аборигенов к экосистеме Леса. Иными словами эта косичка - ничто иное как разъем, причем практически у каждого живого существа на планете, начиная с дерева и заканчивая хищной черной "тигро-ящеро-птицей" имеется соответствующий вход для подключения к ним. Становится понятным и modus operandi "синих эльфов" - в своей повседневной деятельности они регулярно прибегают к хаку реальности. Исключительно ненасильственными методами "гармонизируют" природу под себя, изменяя ее программу в соответствии со своими потребностями. Второй слой мира - "разъем-программа-изменение" относит нас к фильму, который в свое время действительно открыл эпоху в кинематографе. К "Матрице"

Прямых цитат и заимствований из братьев Вачовски у Камерона более чем достаточно. Это, в первую очередь, сама программа "Аватар", благодаря которой полупарализованный ветеран Джейк Салли обретает тело, способное ходить, бегать , прыгать и драться. Для того чтобы попасть в это тело Джейку приходится ложиться в специальную (скопированную с томографа и солярия) установку для "переселения душ". Точно также действуют Морфеус, Тринити и Нео - укладывая свои дряблые, никогда не видевшие солнечного света, одетые в лохмотья тела в специальные кресла с датчиками, они превращаются в непобедимых, с иголочки одетых бойцов, "знающих кунг-фу". Подобно аборигенам Пандоры они взламывают нарисованную Матрицей реальность для того чтобы обрести свои способности и сражаться с ее Демиургом. Разница заключается лишь в том что Пандора - это Матрица "наоборот", поэтому в отношениях Архитектора с "батарейками" отсутствует даже намек на конфликт и классовый антагонизм. Эльфы-"батарейки" свободны в своих действиях внутри программы Пандоры, за ними не присматривают вечно бдящие агенты, за ее пределами им ничего не нужно, потому-то землянам и "нечего им дать". Морфеус мог бы до бесконечности носиться здесь со своими таблетками - никто бы не понял о чем он там себе бормочет.

Герой

Вот интересный вопрос, который мне хотелось бы задать заморочившим мозги человечеству братьям-полякам - а как повела бы себя Матрица перед угрозой вторжения "извне"? Нечто очень похожее мы видим в третьей части фильма, в тот момент когда Архитектор осознает что созданная им защитная программа по имени Смит окончательно превратилась в компьютерный вирус, превращающий все объекты Матрицы в свое подобие. Машина объединяет усилия с копошащимися в ее чреве гремлинами и ликвидирует источник опасности, а заодно уж и "перезагружает" саму Матрицу. Но "бунт Смита" - это не полноценное внешнее вторжение, это скорее восстание части против целого. На Пандору же спускаются земляне, которые вместо того чтобы "по-человечески" хакнуть, принимаются крушить ломиком составные части местного "Главного Компьютера". Активно при этом внедряя в социум "синих эльфов" своих "агентов" в рамках программы "Аватар". Архитектору Пандоры оказывается срочно нужным свой Избранный и на эту роль он и берет замороченного жизнью Джейка, демонстрируя ему красивые пейзажи и подкладывая красивую туземку. Но Джейк Салли при этом становится не просто "вторым Нео", он становится по сути Смитом , то есть - "двойным агентом", предателем по отношению к вырастившей его Системе. "Каково это, сынок, предавать свою родину?" - те же самые слова мог бы сказать и Архитектор своему нашкодившему в Матрице творению. И лишь после того как новоиспеченный "Избранный" прошел все круги инициации и полностью готов - ему можно вручить интерфейс от "Главного Компьютера" Пандоры и соответствующий новому положению титул "Турук-Макто". Смерть пришельцам! Смело мы в бой пойдем за Матрицу!

Доброе утро, Вьетнам!

На фоне вышеизложенного антиколониалистский и антикапиталистический пафос Камерона , обернутый в понятную американскому зрителю "вьетнамскую" тему кажется средством для создания, якобы "глубоких мыслей" плавающих на поверхности и потому легко уловимых. Все это было-было-было в сотнях фильмов, а для самого режиссера это уж и вовсе "общее место". На фоне хладнокровно сооружающей своего электронного монстра Cyberdyne Sys из "Терминатора" и возящейся с Чужими компании "Уайленд-Ютани", Сельфридж со своими бульдозерами выглядит едва ли не добрым дядюшкой. Он хотя бы третирует синих дикарей а не своих, как те веселые ребята, без зазрения совести скармливавшие человечину своему будущему "совершенному оружию".

Камерон не показывает но намекает на обратную сторону колониализма, оставляя ее "за кадром", но озвучивая:

Мир после прихода цивилизации никогда уже не станет прежним

Эта тема звучит в словах Джейка, когда он говорит что-то вроде "земляне обязательно вернутся". А раз вернутся - значит придется готовиться к отражению грядущей, более сильной агрессии, против которой фокусы с планетарной Матрицей уже не помогут. Разбмобят все и вся с орбиты какими-нибудь вакуумными бомбами и поедут на бульдозерах за унобтаниумом по чисту полю. Значит жителям Матрицы придется менять свой мир и меняться самим, готовясь к будущей войне и, возможно, курочить свой Главный Компьютер уже своими руками. Модернизация настала или, иными словами - перезагрузка Матрицы. А когда систему перезагружают - файлам бывает очень "больно". То есть с Пандорой вполне может случиться то же, что случилась в нашем , реальном мире с Африкой после деколонизации - ужасающие режимы, голод, болезни, хищническое использование природных ресурсов уже не белым человеком, а местным населением...

Возможно все обернется так, что в следующий раз землянам, отправляясь на Пандору, придется загружать свои корабли уже не мехами а гуманитарной помощью для "синих эльфов". И с добычей унобтаниума все будет в шоколаде. Сами же туземцы и будут добывать кирками в обмен на земное оружие.

Камерон противопоставляет "глубоко порочный" мир людей "чистым телом и душою" На'ви лишь внешне. На самом деле один мир есть оборотная сторона другого: если люди коснеют в своей разлуке с Матерью-Природой и гноблении экосистемы, то На'ви просто спят в своей Матрице вечным сном, в котором нет ни начала ни конца. Но сон этот так хрупок что при столкновении с грубой реальностью бульдозеров, боевых мехов и капитализма он неизбежно рассыплется на мельчайшие осколки или обернется кошмаром.
Tags: кино
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author