pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Category:

Обещанное по фильму "Че Гевара"

Сразу сделаю оговорку - у меня в последнее время сложилось довольно двойственное отношение к нему. Мне категорически не нравится то что, пусть даже из самого замечательного человека и революционера, делают гламурную икону, которой он никогда не был (хотя некоторая доля позерства в создаваемом им образе безусловно присутствовало). Особенно когда в маечки с бородатым ликом в берете рядилась та же "Оборона" - у нормального человека неминуемо должен при виде такой картины возникнуть конгигитивный диссонанс.



Не могу не процитировать Непомнящего :

Сындынгай феньки хиппи то же, что звон наручных оков
Че Геваре на майке не мешает маркетинг за год,
А настоящий бы начал с расстрела господ леваков,
Играющих в песочнице в герилью и 68й год


("Контркультурный блюз")

Нет я не встал на правые позиции и далек от того чтобы называть Че "бандитом и трусом" . Просто я ровно в той же степени далек от ложно понимаемого интернационализма. Или, переводя на понятный язык, "каждый революционер - да знает свой шесток" (или свой географический регион), и лезть с "понятиями" Латинской Америки в Африку , как это позднее сделал Че -есть высшая глупость. Тут tiomkin прав и "крыть" нечем - в поисках "революционного класса" в Конго, Че, ничтоже сумняшеся, решил опереться на людоедов-симбас, жутких даже по африканским меркам. Тем кто смотрел Firefly или "Миссию Серенити" подберу хороший аналог - Пожиратели, ага. Как военная сила они ничего из себя не представляли, потому-то Че и его кубинцы, незнакомые с местными условиями, были разбиты вдребезги Майком Хоаром. "Его пример - другим наука"

Когда я читал мемуары Че (АСТовская красно-желтая книжечка) - меня все время настигало непередаваемое ощущения лузерства всех главных персонажей. Партизанская война в джунглях под руководством студентов, врачей и юристов - we did it just for lulz. Если бы Советский Союз действительно принимал бы на этом этапе участие в кубинской революции - двое-трое присланных "спецов" с опытом полученным в белорусских лесах в 1941-44 гг построили бы легендарных "барбудос" на раз-два. Но, надо отдать должное, кастровцы быстро учились на своих и чужих ошибках, поэтому уже после эпопеи в Сьерра Маэстре их "армия" действительно обрела некую боеспособность. Способствовало победе революции на Кубе в основном то, что батистовцы были еще большими лузерами.

Но я, собственно , о фильме



Где-то я натолкнулся на мысль что это даже и не фильм вовсе. В принципе с этим утверждением имело бы смысл согласиться. В поисках аналогов я почему-то уперся в "Прощай, Дядя Том" (Addio, zio Tom!) - творение гениальной парочки итальянцев Джакобетти - Проспери. Если после выхода фильма "Прощай Африка!" их обвиняли в том, что значительная часть сцен (особенно тех, где действуют наемники) была не снята "на натуре", а сыграна актерами, то в "Дяде Томе" они применили этот метод уже не скрываясь, создав фактически игровой фильм о рабстве на Юге, со вставками "документалки" снятой в разгар борьбы с сегрегацией после смерти Мартина-Лютера Кинга.

Примерно также сделан "Че Гевара" Стивена Содеберга - мозаика из хроники, черно-белой "псевдохроники" (поездка Че в США и его выступление в ООН) и цветного игрового фильма. Но вместо стандартного киношного "флешбэка" возникает почему-то ощущения хаоса или же неправильно собранного пазла. На фильм кто-то не пожалел денег - но при этом где-то "в верхах", очевидно, было категорически решено обойтись без "больших" и задействовать американцев по минимуму - и зря. Тот же Стоун вполне сочувствует делу кубинской революции (вспомним его недавнюю документалку "В поисках Фиделя"). Пригласили б его в фильм хотя бы в качестве продюсера - и получилось бы Кино. Либо еще один "Взвод", но про Сьерра-Маэстру, либо масштабный эпос часа на три в духе Мэла, мать его, Гибсона. А так Содеберг замыслил гору, а родил мышь, безусловно интересную, но совершенно непригодную для показа на большом экране (это не говоря уже о стандартной ошибке с разбиванием фильма на две части).

В итоге, вместо фильма, мы по сути получили старый-добрый пляжный аттракцион - холст, на котором изображен гордый черкес, на коне, обнимающий юную черкешенку на фоне соплеменных гор. Вместо лиц - дырки, в которые можно сунуть голову свою и подруги, после чего попросить фотографа запечатлеть "исторический момент". У Содеберга как раз получился такой холст - абсолютно статичная "хроника" по мотивам мемуаров Че, отснятая средствами игрового кино, в которую для оживляжу засунули живых актеров. Для "Дискавери" - в самый раз, для экрана - не очень.

Особо добрые слова следует сказать в адрес оператора. Камера то висит в одном месте как гвоздями приколоченная, то дергается, как в руках у любителя. Трехминутные верхние планы перестрелок в высокой травке в темное время суток, из которых ровным счетом ничего не понятно - это явление уже совсем за гранью добра и зла. Так уже лет 20 никто не снимает и слава богу. В лучшую сторону выделяются разве что съемки уличных боев в Санта-Кларе.

Ну и конечно главной ошибкой самого фильма является его ориентация в первую очередь на латиноамериканскую аудиторию, которая как бы "в теме". Все остальные могут сидеть и вольно ассоциировать. Ну хорошо,вот я , например, вопросом слегка интересовался и знаю что такое "Движение 26 июля", а кто еще? Большинство посмотревших будут воспринимать происходящее на экране как "сказку про белого бычка".

Фактических багов замечено относительно мало. Разве что история с расстрелом насильников чуть приукрашена для пущей надзидательности. На самом деле там действовало не три человека, а таки довольно крупная банда под руководством киттайца (! ох уж мне эти китайцы, тысячи их) Чана, выдававшего себя за эмиссара повстанцев. Именно этот самый Чан, стоя у "стенки" (проль которой , за неимением лучшего, играло дерево) и просил себе исповедника. Помолиться напоследок ему Че, кстати, разрешил. А потом уже расстрелял. Зато начисто вырезан другой эпизод - еще с тремя участниками банды по приказу Фиделя проделали примерно то же самое, то в свое время кровавые царские жандармы с Достоевским - то есть завязали им глаза, поставили к "стенке" и дали залп в воздух. Когда бандиты поняли что остались живы - они мгновенно стали раскаявшимися бандитами, облобызали Че, а в дальнейшем , вступив в Повстанческую армию, доказали свое мужество. Некоторым все-таки необходимо давать шанс. Жаль что всего этого не показали -кинематографичненько так получилось бы.

Что крайне порадовало - никакой вам мелодрамы, никаких вам sex scenes. Че и Алейда Марч в фильме - это именно товарищи по борьбе, все вольности отложены на "после Победы". Здоровые традиции советского кино живут и побеждают.

Ну как бы и все. Вторую часть я покамест не скачал, но с мест поступают сведения что там будет только по Боливию. Африканскую опупею Че, как и следовало ожидать, нам не покажут - на Солнце не должно быть пятен. То что фильм от этого только пострадает - никого не скребет.

Вот вам еще гламурного Че напоследок:





Tags: кино
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author