pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Categories:

Альтернативное кино

Вот уже совсем скоро... "стремительным домкратом" надвигается на нас премьера мегаопупеи от Бондарчука-мл "Обитаемый остров". Картинки с выставки у tancist, почитай, видел весь ЖЖ и большинство видевших ужаснулось. Нам предстоит увидеть костюмы и декорации сп&$нные со съемочной площадки блохбастера "Поле битвы-Земля", совершенно фантазийное оружие и бронетехнику, не имеющие ничего общего с.... С чем? наверное - с теми ассоциациями, которые возникали при прочтении книги.

Сим полукреслом мастер Гамбсъ открывает новую партию мебели жанр "альтернативного кино". Есть же, в конце концов, "альтернативная история", в которой автор в каком-то смысле выступает в роли демиурга, так почему бы не появиться рассуждениям на тему "как бы я снял этот фильм". Твори, выдумывай, пробуй, хе-хе.

Нет, безусловно всякий режиссер имеет право "так видеть". Налево он, извините, его имеет. Доконал меня, честно говоря, не танк с "противопехотными" шипами на башне и даже не гламурный ротмистр Чачу с подведенными губками, а ЕИВ бомбовоз "Горный Орел", который это самое "так виденье" превратило в титанических размеров дирижопель. Воочию представил себе как ракеты ЗРК сбивают цеппелин и Мак с Гаем после этого остаются в живых и даже ухитряются совершить немягкую посадку. Ну что могу сказать - "Семен Семеныч...", в смысле "Бондарчук ты, Бондарчук". Не спасет твой блохбастер даже гитара Джимми Пейджа - все равно получится ...оно. Как с "Девятой Ротой" получится, одним словом. Можно вкачать в кассу хрензнаетсколько
миллионов уе, а на выходе получить "однодневку". Она даже кассу соберет, но в "анналах" все равно не останется, как, кстати и получилось с тем же "Поле битвы - Земля". Кто сейчас про него помнит, в отличие, например от "Пятого Элемента" или от фильмов старшего Бондарчука? А все почему? "Папу забудь, ты забудь про своего папу".

Но вы же все равно все как один пойдете смотреть, а потом честно отплюетесь в уютных дневничках, так?

Собственно дальнейшее и будет посвящено матчасти, "бэкграунду" мира Острова, то есть тому , без чего не возможно построение стилистической "картинки" мира. Экранизация чего бы то ни было - это вообще крайне скользкая дорожка для любого режиссера. Вот например англичанин-холмсовед, переводы рецензимй которого на сериал с Ливановым регулярно появляются в сообществе 76_82 пишет о том, что Англия в советском "Холмсе" получилась стилистически даже более викторианской, чем реальная викторианская Англия и, в частности, именно поэтому англичанам наш фильм так нравится. То есть фильм должен с одной стороны "держать стиль", а с другой - несколько его утрировать для того чтобы в мозгу у зрителя возник некий яркий образ. Посмотрите тот же "Небесный капитан" - там, как ни странно режиссер с этой задачей вполне справился. То есть "таквиденье" режиссера если оно создает стилистически безупречную картинку идет фильму только в плюс. Черпать при этом можно отовсюду, главное чтобы то, что зачерпнул - ложилось в общую схему. Приведу характерный пример с Лукасом и оружием в первых сериях Star Wars. Многие ли обратили внимание на то, с чем рассекают Хэн Соло и некоторые имперские штурмовики? Оу, это оччень интересный штюк



Одень на ствол Маузера С-96 рукоятку от карманного фонарика - и получи мегабластер



А вот этот могутный разынвольтатор имперцев, сдается мне, в прошлой жизни был ничем иным как пулеметом Льюиса. Очень, знаете ли, характерные очертания.

А в любимом с детства сериале "Капитан Пауэр и солдаты будущего" наглядно демонстрируется до чего хорошей машиной был "Брен-Кэрриер" - наступило будущее, роботы восстали и убили всех человеков, а он все ездит.

И ведь эти детали не режут глаза нисколько. Потому что ложатся в общую картинку. Вообще все эти примеры можно назвать неудачными, потому что в случаях со Star Wars и "Пауэром" мы имеем дело с мирами от начала и до конца придуманными режиссером. А вот с экранизацией книги, причем довольно известной, дело обстоит хуже - там у каждого читателя еще до фильма складывается свое восприятие мира и "попасть" в него очень трудно. Хотя вот Пи Джею удалось же, по крайней мере к "Властелину" у фанов возникло в разы меньше нареканий, чем ожидалось.

Немного теории

"Остров", который придумали Стругацкие - это довольно странный гибрид в технологическом и социальном отношении. Можно сказать, что это "Земля, на которой Вторая мировая случилась в начале 50-х и в ней активно применяли ядерное оружие", но картинка будет далеко не полной. У меня вообще после прочтения книги сложилось впечатление что главные Бразерс отечественной фантастики сперва лепили туда все, что в голову взбредет, а потом придумали "Массаракш" и рефракцию для объяснения всех несоответствий. В итоге мы имеем мир со стилистикой, которую я бы определил как "постдизельпанк", то есть дизельпанковый в целом мир, в котором имеются лишь отдельные элементы будущего вроде ядерного оружия или тех же ракет ПВО. Вообще там бэкргаунд получается крайне забавный, в рамки какого-либо "панка" совершенно не укладывающийся. Есть ракеты, которые дважды сбивали пилотируемые Маком аппараты, но начисто отсутствует реактивная авиация. Наведением и пуском этих ракет управляют довольно сложные компьютеры, технология производства коих явно была забыта после войны, потому что нигде больше в "Острове" никакие ЭВМ не упоминаются. Я тихо молчу про уровень кибермоска, который должен использоваться для того, чтобы управлять автоматическим танком (и про компьютерную систему опознавания "свой-чужой" тоже не забудем) или Крепостью - эти задачи фактически не решены до сих пор. В классическом "дизельпанке" такие механизмы конечно могли бы существовать, но исключительно в "телемеханическом" виде - то есть управляемые оператором по радио. Дальше - в закрытых "центрах" используется такое ну совсем не "дизельпанковское" оборудование как ментоскоп - прибор для сканирования и чтения мысленных "картинок". Вся страна опутана системой "торсионных генераторов" ПБЗ, работающих явно на том же принципе. После чтения последней страницы книги создается впечатление что все эти милые технологии на Саракш завезли прогрессоры-земляне. Но почему при этом никто даже не попытался разработать системы связи на базе "ментоскопов" - загадка. Насколько в этом случае повысилась бы эффективность танковых армад страны Отцов при вторжении в Хонти - даже подумать страшно. Едем дальше - у Рады и Гая дома стоит телевизор, по которому активно крутят картинки с того самого ментоскопа в Центре. При этом нет никакого намека на существование игрового кино - только учебные фильмы типа "Танки в береговой обороне". Есть непонятные "летающие платформы", с которых высаживали роту Гала, когда "по мосту перла толпа взбунтовавшихся штрафников" но нет штурмовых вертолетов. И т.д. и т.п.

Короче условно определяем стиль как " дизельпанковый постап " и на том остановимся.

Перейдем к конкретике.


Гвардия

Если верить Стругацким и их интервью, изначально бэкграунд Страны Отцов был весь из себя немецкий, включая имена и фамилии главных действующих лиц. В итоге перед публикацией все намеки на Третий Рейх попросили убрать, а из всех немцев в романе остались только Краммерер да Сикорски, а население страны превратили в каких-то невнятных румын. На немецкие корни указывает и космография Саракша, очень схожая с популярной в Рейхе теорией "полой Земли" Горбигера. Ну и совершенно недвусмысленная "ссылка" - в названии государства на территории которого происходит действие "Острова": "Страна Отцов" = "Фатерланд" .
Так чта есть предложение отталкиваться именно от изначальных немцев, если уж нужен "стильный тоталитаризм".

В фильме должна присутствовать форма Гвардии в во всех трех ипостасях - то есть полевая (сцены до приезда в столицу, на войне и тд), повседневная (для города) и парадная (тот самый допрос, перед которым Мак получал в каптерке белые нитяные перчатки и охрана Центра)

С полевкой все просто - вольные вариации на тему камуфляжа СС, лучше всего - "дубовый лист", учитывая общую, грязно-осеннюю атмосферу радиоактивного леса в романе



Ну или что-то вот такое



Нахт голова поверх этого одевается берет с эмблемой Гвардии бронзового или серебристого цвета в обрамлении дубовых же листьев или каска. Кстати вот что мне понравилось в реквизите Бондарчука - это каски и плевать что они несколько "не соответствуют" и вообще гвардейцы в них больше всего похожи на современных SASовцев:



Только "на пленере" поверх них, разумеется, должны надеваться камуфлирующие чехлы. А вот остальную пластмассу с гвардейцев хорошо бы снять - это "примета" антитеррористических полицейских подразделений 90-х, режет глаз неимоверно. Гвардейцы в такой "обвеске" выглядят как стадо сбрендивших готов-роллеров.

Поверх этой красоты одеваются брезентовая РРС с подсумками под обоймы, гранаты и прочее. Всенеприменнейше противогазные футляры или сумки при всех видах формы - ядреная война как-никак только что имела место быть, "живем-то как на вулкане". У гвардейцев-танкистов - кожаная куртка-бомбер и тот же берет.

Повседневная форма, имхо, должна быть серого (не фельдграу, а именно что мягко-серого) цвета, ее можно тупо скопировать с британской образца WW2, а можно передрать у любой из армий 50-х (кроме нашей). Офицеры в таком варианте будут отличаться разве что количеством звездочек и нашивок. Кстати заодно можно поизвращаться на тему немецких нагрудных знаков и насочинять всяких радостей типа "За участие в потоплении белой субмарины", "за отличную стрельбу по выродкам", "за храбрость при охране систем ПБЗ", благо немцы на этот счет материал оставили наибогатейший



Ну а парадка, ясное дело, должна быть чОрной. Необязательно копировать ее с немецкой, кстати - можно "перекрасить" и послевоенную "сталинку" - тоже будет весьма представительно выглядеть. Нарукавные повязки в НСДАП-стайл, позолоченные аксельбанты и прочая. До ротмистра (включительно) при парадке будут носить берет, всем кто выше чинам - спроектировать роскошные фуражки.

Да, и никаких, блядь, ирокезов:



Это же ужас что такое.

Армия - в отличие от гвардейцев должна выглядеть крайне убого. Ей почти не занимаются, стараясь настругать "полков поболее, ценою - подешевле". Форма - исключительно полевая (сцен в городе с армейцами все равно нет), однотонная, цвета хаки.

Оружие. В основном в книге фигурируют "автоматы", как у гвардейцев, так и у армейских. Бондарчук ничтоже сумняшеся поскреб в затылке и прочитал Умную Книжку, в которой было написано что "автомат" - это то же самое, что "пистолет-пулемет" и вооружил бедолаг какой-то фантазийной вариацией на тему немецкого Heckler - Koch HK MP7A1 PDW, хотя тут я могу и ошибаться:





Хотя совершенно явно под "автоматом" имеется ввиду именно что единая штурмовая винтовка. На эту роль есть много кандидатов.

Ну во-первых - старый-добрый Stg.44 - Sturmgewehr



Вполне впишется в конь-текст.

Или автомат Федорова:



Или ТКБ-408



Или ТКБ-517



А то и вообще китайский "Тип-63"



Ну а на роль армейского пистолета, из которого ротмистр Чачу стрелял в Мака, лучшей конь-дидатурой будет многократно уже засветившаяся в мировом кинематографе "Беретта" Марк 51



У повстанцев есть свои, самодельные "автоматы" - вот тут уже явно речь идет о ПП. Лучше всего что-нибудь внешне крайне неудобное в обращении, желательно - с боковым расположением магазина. Например "Бергманн" - дешево и сердито.



а то и вообще наши ППСы

Одежда

Возвращаемся к внешнему виду персонажей. Если внимательно вчитаться в роман - то можно отметить что в основном по улицам столицы граждане предпочитают ходить в плащах. Как неприменную особенность местной моды я добавил бы наличие у этих плащей откидного капюшона вместо классического воротника - ибо с неба там периодически капает такое, что запросто можно, попав под теплый летний дождь, на следующее утро проснуться лысым. Основной материал плащей - брезент, у кого "труба повыше" - те предпочитают кожу (например Фанк или Крысолов).Общий принцип понятен - материал должен использоваться такой, чтобы как можно меньше реагировал на внешние химические воздействия, поэтому ни о каких выделанных тканях и прочем гламуре речи идти не может. Плащ служит своегот рода "чехлом", оберегающим как тело человека, так и его нормальную одежду. А вот под ним может быть уже все что угодно - см модные журналы конца 40-х - начала 50-х.

Да, мы совсем забыли о воспитуемых. В описании фотографий с альбома, найденного Маком на борту белой субмарины, дается намек:

Огромное дерево в лесу, сплошь увешанное телами. Висят кто за руки, кто за ноги, и уже не уроды — на одном клетчатый комбинезон воспитуемого, на другом черная куртка гвардейца.

Клетчатый комбинезон, значить, ага. Помимо того что он клетчатый - он еще должен быть сознательно демаскирующей расцветки. Чтобы ни одна, значить, воспитуемая сволочь, не могла укрыться во лесу дремучем от бдительного гвардейского ока.

Ну а теперь - наше все. То есть таньчики. На убожество, которое придумали реквезиторы Бондарчука можно посмотреть и сполна ужаснуться. Скажу честно - более страшной хуйни я не видел за всю историю мирового фантазийного шушпанцеростроения.

Значитца так, в книжке есть таньчики нескольких типов.

1. Танк-автомат с пушкой, который Мак встречает в самом начале в лесу
2. Ракетный танк-автомат, который он впоследствии останавливает и угоняет
3. "Штрафные" танки
4. Танки Гвардии более старой модели, которые в книжке названы "драконами"
5. Новейший танк "Вампир"

Насчет номера танка -автомата и "драконов" рекомендовал бы заглянуть в анналы отечественного военно-исторического кинематографа. Вот уж где, как говорится, разгул совершенно фантастического вида "монстров" на базе Т-54. Имеется ввиду конечно же 5-серийная опупея Озерова "Освобождение".

Там, помнится, в качестве двух основных разновидностей немецких танков фигурировали:

"типаТигер"



И совершенно фантазийная "Пантера"



Вот самое то, по-моему. Из "пантеры" как раз можно сделать армейско-гвардейский основной танк

Ну еще не забудем про ИС-7 с Кубинки



И про экспериментальные ракетные танки оттуда же




В качестве "танка штрафников" - нечто вроде Т-34-76 с короткой пушкой

Ну и конечно же нельзя пройти мимо проблемы ЕИВ бомбовоза "Горный Орел"

В замечательном сообществе ru_wunderluft в свое время сыскался отличный "прототип" этого агрегата.

Встречайте - Junkers G. 38



Личный Е. И. В. Бомбовоз «Горный Орел» поразил воображение Гая. Это была поистине чудовищная машина, и совершенно невозможно было представить себе, что она способна подняться в воздух. Ребристое узкое тело ее, изукрашенное многочисленными золотыми эмблемами, было длинным, как улица. Грозно и величественно простирались исполинские крылья, под которыми могла бы укрыться целая бригада. До них было далеко, как до крыши дома, но лопасти шести огромных пропеллеров почти касались земли. Бомбовоз стоял на трех колесах в несколько человеческих ростов каждое — два колеса подпирали носовую часть, на третье опирался этажерчатый хвост. К блестевшей стеклом кабине вела на головокружительную высоту серебристая ниточка легкой алюминиевой лестницы. Да, это был настоящий символ старой империи, символ великого прошлого, символ былого могущества, распространявшегося на весь континент. Гай, задрав голову, стоял на ослабевших ногах, трепеща от благоговения, и как громом поразили его слова друга Мака:

— Ну и сундук, массаракш!… Извините, принц-герцог, невольно вырвалось….

— Другого нет, — сухо отозвался принц-герцог. — Кстати, это лучший бомбовоз в мире. В свое время его императорское высочество совершил на нем…

— Да, да, конечно, — поспешно согласился Максим. — Это я от неожиданности…


Шести моторов у "Юнкерса" нет (мир вообще несовершенен), зато "этажерчатый хвост" = вот он вам

Почитать о нем + еще фотографии

Ну а на роль "фантастического вертолета" вполне потянет например британский пассажирский "тандем" 50-х Fairey Rotodyne




Как-то такъ
Tags: Обитаемый Остров, кино, мироконструктор
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author