pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Categories:

Анатомируем прессу

В свое время я крайне нервно реагировал на исторические публикации в любимой московскими интеллигентами "Новой Газете" и даже писал им на сайт - "Все что угодно, но не надо, умоляю, больше исторических статей." А то очень смешно с них делается, право слово.

Потом забил. И лишь присылаемые мне периодически по аське ссылки, прямо скажем, иногда доставляют

Вот в который раз уже - пришел очередной матерьяльчик, подписанный "Ирина Халипп, наш соп. корр. Белоруссия". Про Брестскую крепость, героических поляков, которые ее обороняли в 1939, "совместный парад" ну и про то, что "Сталин-сволочь", без этого у них никак.


Советско-фашистская дружба


23 сентября 1939 года в Бресте прошел совместный парад вермахта и Красной армии


Начинается рассказ с описания того, как генерал Плисовский до последней капли польской крови оборонял Крепость:

Гарнизон отражал попытки прорыва. Нападавшим казалось, что противостоит им мощная воинская группировка. А генерал Константы Плисовский командовал всего лишь тремя батальонами пехоты и батальоном охраны. У него не было даже ни одного противотанкового орудия. А в город, до которого рукой подать, уже входила танковая дивизия Гудериана.

13 сентября Плисовский приказал эвакуировать из Брестской крепости семьи офицеров и подофицеров, заминировать мосты и подходы к крепости, заблокировать главные ворота танками. Несколько легких боевых машин, которыми располагал генерал, по прямому назначению использовать было бессмысленно.

14 сентября части 10-й немецкой танковой дивизии 19-го армейского корпуса выдвинулись к фортам. Артиллерия обрушила на крепость мощный огонь. Потом на штурм пошла пехота. Но гарнизон отразил атаку. Под командованием генерала Плисовского было две тысячи человек. Атакующих — пять тысяч. Но крепость держалась.


В реальности польская группировка "Брест" состояла из 34, 35 и 82-го пехотных полков, 1-й роты маршевого батальона 33-го полка, 81-го, 82-го караульных, 56-го саперного батальонов, 112-й и 113-й отдельных танковых рот, имевших на вооружении по 15 старых французских машин «Рено» FT-17, а также взвода танкеток ТКS, 9-го автомобильного дивизиона, 49-го дивизиона полевой артиллерии, 3-й зенитной батареи, караульной роты, роты связи. Кроме того к группировке прибивались отдельные отряды различных родов войск, не успевшие попасть в немецкие "котлы". Так что, в итоге, мы видим совсем не "три батальона пехоты и один батальон охраны", а куда более внушительную силу - 4000 солдат и офицеров, 18 полевых орудий, 8 зениток, 36 танков и танкеток. FT-17 и TKS с "дыркой для ружья" - это, конечно, не бог весть что, но у "Реношек" все же был 37-мм "хобот", из которого вполне можно было попробовать пострелять. Но даже не в этом дело - а в том, что вокруг крепости активно катались и осложняли немцам жизнь бронепоезда № 55 "Барташ Главацкий" и № 53 "Смелый". Точных данных по вооружению польских броневагонов у меня нет, а отдельные источники вообще называют "Гловацкого" "бронепоездом ПВО", но, если посмотреть у Дроговоза, скажем - то там написано что вооружение их было унифицировано и состояло из 100-мм гаубиц , "трехдюймовок" и пулеметов калибра 7,92. Оба бронепоезда, кстати, сдались советским войскам и "Гловацкий" успел еще потом повоевать как "№ 58 войск НКВД".

Чувствуете, как соотношение сил сразу меняется, да? Хотя, конечно же, против наступавшей группировки немцев и этого было мало. И генерал Плисовский не сумел тактически правильно использовать свои бронепоезда, поэтому все действия "Бартоша" и "Смелого" ограничились огневым прикрытием дивизии "Кобрин", позиции которой примыкали к Бресту с северо-востока и несколькими сожженными танками 10-й тд. Затем Плисовский, опасаясь захвата поездов, отослал их в сторону Ковеля.

Дальнейщие подробности неважны, в любом случае крепость бы пала. Утверждение Халипп "Она могла бы держаться и дольше. Но в тот день границу перешла Красная армия. " выглядит, как минимум, смешно, потому что барышня просто не представляет себе основных принципов обороны крепостей в войнах XX века. Для группировки "Брест", отрезанной от остальных польских частей, лишенной "пехотного заполнения" укрепрайона и артиллерийского прикрытия, форты и казематы в любом случае стали бы братской могилой. Через год немцы на примере бельгийского "охвостья" линии Мажино покажут всем, что средства нападения Второй Мировой могут изуродовать любые фортификационные сооружения как бог черепаху. Эбен-Эмаэль, взятый десантниками-планеристами - это была такая хохма, а вот с другими фортами все вышло куда более антисанитарно. Цитирую фон Бока по книге Исаева "Георгий Жуков":

"Ездил в 223-ю дивизию в форт Понтисс, который взят вчера штурмом при поддержке авиации. Эффект от бомбовых ударов пикирующих бомбардировщиков "Штука" поражает воображение: тяжелые бронекупола сорваны с основания и перевернуты взрывами"

А ведь построенная еще в XIX веке Брестская крепость по сравнению с чудовищными бельгийскими фортами - это далеко не последний писк моды в области фортификации. Ну и понятно что с точки зрения немецкого "блицкрига" героический штурм бетонных коробок вообще не являлся приоритетом и, если пехотное заполнение вокруг фортов, ДОТов и крепостей отсутствовало, - все повторялось по одному и тому же сценарию - танковые и моторизованные соединения "обтекают" укрепрайоны и катятся по своим делам дальше, а линейная пехота остается штурмовать и принимать капитуляцию. Укрепления превращаются в изолированный "фестунг", влияние которого на общую стратегическую ситуацию с этого момента равно нулю.

Чуть не забыл еще одну строчку из первого абзаца: А в город, до которого рукой подать, уже входила танковая дивизия Гудериана.
Ирина, ты, Ирина. Ну можно было хотя бы в Педивикию посмотреть, если уж в "Воспоминаниях солдата" так многабукаф. Броненосный Гейнц тогда командовал не "дивизией", а XIX моторизованным корпусом, ну да ладно. На фоне прочих ляпов это смотрится просто опечаткой.

Инсинуации Халипп по поводу того, что советские войска вошли в Польшу я лишний раз разбирать не буду, потому что аргументы и контраргументы навязли в зубах. Почему-то мило забывается что РККА в основном захватила не "польские земли", а территории отошедшие к Польше по 19-летней давности Рижскому миру, то есть не "захватила", а "взяла назад свое". Почему авторы исторических статей в либеральной прессе с готовностью признают польские военные захваты, но не спешат сделать то же самое в отношении советских - не очень понимаю. Еще можно вспомнить магическое словосочетание "Тешинская волость" и на том закончить. "Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись ".

Но есть один момент во всем этом, да. Халипп обвиняет СССР в нарушении международных договоров (с началом войны договоры начали нарушать уже все кому не лень, ну да ладно):

Так Советский Союз разорвал подписанный еще в 1932 году советско-польский договор о ненападении. Согласно этому договору запрещались помощь и любое содействие Советского Союза государству, которое нападет на Польшу, и наоборот. Но что там выполнение международного договора, если речь идет о дележе территорий!

Дело в том, что в истории с Тешинской областью Польша тоже радостно "закопала" договор с Чехословакией о национальных меньшинствах и специальный договор 1920 года по Тешинской области. Советский Союз, который тогда еще искал путей сближения с Западом, предупредил Польшу о том, что если ее войска перейдут границу Чехословакии - пакт о ненападении будет денонсирован. Польские войска, как известно, вошли в Тешин. А советский Генштаб в это время чертил стрелочки будущей войны исходя уже из того, что она начнется с нападения на СССР "германо-польских интервентов".

И вообще меня поражает логика автора. С какой статиПольша, которая в 38 году заявила специальной нотой, что любая попытка провести советские войска через ее территорию для оказания помощи Чехословакии будет рассматриваться как объявление войны - "белая и пушистая", а СССР, запретивший транзит военных грузов и передававший позывной - "союзник Гитлера"? Есть еще такой учебный предмет - "логика" называется.

Во всей этой истории замечателен и еще один момент - советское руководство тянуло с интервенцией, то что называется, "до последнего", и лишь после того, как 15 сентября Шулленбург сделал Молотову весьма недвусмысленный намек "если не начнется советская интервенция [в Польшу], неминуемо встанет вопрос, не создастся ли в районах, что лежат восточнее немецкой зоны влияния, политическая пустота. Поскольку мы, со своей стороны, не имеем намерений проводить какие-либо политические или административные действия на этих территориях, кроме тех, что необходимы для военных операций, то без такой интервенции Советского Правительства здесь возможно создание новых государств" - СССР активизировался.

Про военную помощь немцам - тоже прекрасно:

А с первого же дня войны Советский Союз любезно предоставил Германии минскую радиостанцию, чтобы немецкие войска могли использовать ее в качестве радиомаяка для наведения самолетов, бомбардирующих Польшу. За эту дружескую услугу Геринг лично поблагодарил наркома обороны Клима Ворошилова.

Что было на самом деле? Немцы просили слезно, чтобы Минская станция передавала в свободное эфирное время длинный сигнал со вставкой позывных "Рихард Вильгельм 1.0", а наши согласились только периодически передавать слово "Минск". Можно и этот шаг , конечно, осудить "за аморалку" - но следует помнить о том, что немецкие самолеты действовали практически по всей территории Польши, в том числе - у западных границ СССР. Соблазн "случайно отклониться от курса" и проверить систему ПВО того же Минска на прочность был ой как велик. Так что Минская радиостанция не только работала радиомаяком для немцев, но и предупреждала возможные "инциденты" такого рода.

И, наконец, переходим к феерическому:

Обычно парады принимает один человек. На этот раз принимавших было двое. На деревянную трибуну в центре Бреста поднялись два командира в парадной форме: выпускник Казанского танкового училища Хайнц Гудериан и выпускник Военной академии имени Фрунзе Семен Кривошеин.

А в послужном списке Хайнца Гудериана — Казанское танковое училище и академия Генштаба. Блестящий офицер прусской школы получил еще и превосходную подготовку в лучших учебных заведениях вероятного противника. Возможно, у немцев не было бы такого ошеломительного успеха в начале войны, если бы не это сотрудничество между вермахтом и высшим командованием Красной армии.

Наша страна готовила у себя кадры немецких летчиков — будущих асов Второй мировой войны. Немцы прекрасно изучили нашу военную технику, были достаточно осведомлены о последних достижениях советской военной науки. Они знали в лицо многих военачальников, их сильные стороны и недостатки. И даже территория, на которой пришлось потом воевать, немцам была хорошо знакома.


Я могу понять ошибку сделанную один раз, но когда ее повторяют дважды - это уже не ошибка, а нечто иное. Ответьте мне, Ирина, неужеле так сложно заглянуть на страницу http://www.kvtkku.ru/history.shtml и получить там весьма душеполезную информацию о том, что КАЗАНСКОЕ ТАНКОВОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ТАТАРСКОЙ АССР было создано на основании приказа Наркома обороны СССР от 12 апреля 1941 , а до этого училище было ПЕХОТНЫМ? Это так сложно, да? Я понимаю.

Если же имеется ввиду так называемая "школа "КАМА", то Гудериан в ней никогда не учился. Об этом пишут все более или менее серьезные авторы, затрагивавшие проблему военного сотрудничества с веймарской Германией 1920-1933 года. К большому моему сожалению, на русский язык до сих пор не переведена основополагающая немецкая работа по данной теме - Zeidler Manfred." Reichswehr und Rote Armee 1920—1933. Wege und Stationen einer ungewoehnlichen Zusammenarbeit", а в той книжке есть довольно интересные приложения со спимсками всех, кто имел отношение к деятельности трех немецких военно-учебных центров в СССР. Еще "Камовские" списки есть в книгах Walther K. Nehring: "Die Geschichte der deutschen Panzerwaffe 1916 – 1945" и "Hans Georg Kampe: Wuensdorf: Geburts- und Entwicklungsstaette der deutschen Panzertruppen", или, например на странице http://www.meissler.de/militaer/wuensdorf_lehrgang.shtml, или в архивах Казанского УФСБ. Гудериан не упоминается ни в одном из них. Сколько можно повторять избитую и совершенно дурацкую легенду, пущенную в оборот не то Бушуевой-Дьяковым, не то кем-то из их предшественников?

Также мне очень интересен источник, в котором написано о том, что Гудериан обучался в нашей академии Генштаба. В "Воспоминаниях солдата" сведений о прохождении Гейнцем Броненосным таких университетов нет. Может где-нибудь еще есть, вы не знаете?

Еще мне интересно, каких именно немецких асов подготовила Липецкая авиашкола, если учесть что почти все ее выпускники в итоге заняли в Люфтваффе штабные и командные должности. Штудент, Виммер, Йешоннек - это стопудов первые парни на деревне среди германских топ-асов.

Но "историческая школа Новой Газеты" не была бы так прекрасна, если бы к передергиваниям и искажениям фактов она не добавляла прямую ложь. Взять и совершенно не за что ни про что посадить невинного человека в лагерь "постфактум" - это вполне в их духе. Это я про "сержанта Алексея Романова, учителя", если кто не понял:

Московскому учителю, сержанту Алексею Романову, защищавшему крепость, немцы почестей не оказывали. Его нашли без сознания под завалом. Бросили в лагерь военнопленных. В Гамбурге, когда их вывели на расчистку руин, Алексей Романов бежал. Он пробрался в порту на шведский торговый корабль и, зарывшись в угольном трюме, доплыл до Стокгольма. Там полиция передала Романова лично советскому послу Александре Коллонтай. В то время она уже передвигалась в инвалидной коляске. Услышав историю Романова, сказала: «Простите, что не могу встать перед вами на колени». Коллонтай помогла сержанту вернуться домой. Родина сентиментальностью не отличалась. И встретила его, как и прочих, попавших в плен.

Заметим что "посадка" несчастного Романова не упоминается, а как бы подразумевается. Хотя "прочих" встречали совершенно по-разному и большинство бывших военнопленных отнюдь не отправляли глотать лагерную пыль. Забиваю в поиск "Алексей Романов, сержант" - и выпадает про него совершенно роскошная страница с кучей вполне авторитетных ссылок:
http://www.fire-of-war.ru/Brest-fortress/Romanov.htm




Он добился своего и, в конце концов, попал в Стокгольм, к тогдашнему посланнику Советского Союза
в Швеции, известной соратнице В. И. Ленина Александре Михайловне Коллонтай. К его огорчению,
она отвергла все проекты возвращения на Родину через союзную страну. "Вы свое отвоевали", -
сказала она и велела остаться жить в советской колонии в Швеции.
В 1944 году, когда сложила оружие Финляндия, Романов вернулся на Родину. Но все пережитое в
крепости и в плену тяжело сказалось на его здоровье: он приехал домой больным человеком и
немало времени провел в госпиталях. Говорят, туберкулез, то и дело одолевающий его, явился
следствием не только испытаний, перенесенных в Брестской крепости, и лагерных лишений, но и того
удара грудью о борт "Ариеля", которым завершился его прыжок с гамбургской пристани.
Но он не сдался болезням, как не сдавался фашистам. Несмотря на недуги, он сумел после войны
окончить второй институт и работает инженером-строителем в одной из проектных организаций
Москвы.


С.С. Смирнов "Брестская крепость"

Да, из партии его исключили, и как я понимаю, держали некоторое время под наблюдением - но не более того. Никаких сведений о том, что Романова посадили в лагерь, лично я обнаружить не смог
То же касается и майора Гаврилова, которого освободили из лагеря для военнопленных в мае 1945 года и оставили дослуживать в Советской армии, откуда он уволился в 1946 году, до 1947 жил под Пестречинском, затем переехал в Краснодар, где и воссоединился с семьей. Его тоже исключили из партии, но после выхода книги Смирнова, как и прочих - восстановили и осыпали орденами - ГСС и Ленина + медаль "Золотая звезда". Романову дали тогда же "Красного Знамени" и "ВОВ I степени" - а в 50-х последний еще дорогого стоил, массовая раздача 85-го года, обесценившая его до уровня "памятного значка ветерана" еще не случилась.

Нет, я конечно мог бы сказать, что в отношении сержанта Романова и майора Гаврилова Родина проявила вопиющую несправедливость, исключив их из рядов страшной тоталитарной коммунистической партии - но давайте не перегибать палку. "Исключение из рядов" - это вовсе не лагерь, и даже рядом не валялось.

Вот так.
Дорогая "Новая Гойзета", не пиши ничего больше про историю, пожалуйста.
А то очень смишно.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author