pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Categories:

Еврейские погромы в Гражданскую войну (Белая Армия)

Многие, в особенности либеральные или еврейски ангажированные авторы называют то что произошло с еврейским населением бывшей Российской Империи в 1918-1920гг "прелюдией к Холокосту". На самом деле ничего общего у этих событий конечно же нет. Холокост в любом случае был целенаправленной, по всей видимости - спланированной и на государственном уровне организованной акцией по планомерному уничтожению целого народа. И выполнялся в полным соответсвии с немецкими представлениями об "орднунге" - то есть чисто, тихо, аккуратно и деловито. Еврейские погромы Гражданской носили, в противоположность, абсолютно спонтанный характер - то есть осуществлялись по принципу "где увидишь жида - там его и убей"(а еще и ограбь). Просто потому что в Кремле сидят Склянский и Бронштейн надо было прямо здесь и сейчас отрубить руки вот этому вот местечковому сапожнику, размозжить о притолоку головку его ребенку, а жену - изнасиловать и приколоть штыками .

Сразу скажу - "чистеньких" в этой истории нет совсем. Евреев громили белые всех мастей, громила их и ведомая "жидокомиссарами" Красная Армия,громили петлюровцы и махновцы, громили поляки. Разве что интервенты остались в стороне от этого "праздника жизни".

Точных данных по погромам Гражданской нет до сих пор. Но чтобы оценить масштабы -дам данные по одной только Украине. За отчетнывй период там произошло около 1500 погромов приблизительно в 1300 населенных пунктах. При этом по разным оценкам было убито от 50 до 200 тыс евреев, около 200 тыс - ранено и искалечено, несколько десятков тыс. женщин - изнасиловано. 50 тыс. женщин остались вдовами, около 300 тыс. детей - сиротами. Известны имена приблизительно 16 000 жертв, в 11 000 случаях известен и возраст. 3/4 погибших были мужчинами, четверть - женщинами. 11% от общего числа составляют дети и подростки обоего пола моложе 17 лет, 63% - в возрасте от 17 до 50, 26% - старшие возраста. От рук погромщиков погибло более 200 младенцев в возрасте до 1 года, более 1000 детей от 1 до 7 лет, 4000 детей в возрасте от 8 до 16. 13 000 убитых было в возрасте от 50 и старше. Эти цифры приведены в соответствии с сакмыми "щедящими" подсчетами, некоторые современные исследователи полагают что все эти цифры следует увеличить как минимум вдвое.

Сбор данных по еврейским погромам на Украине был начат в 1919 году, образованной специально для этой цели Редакционной Комиссией. Ее материалы позднее попали в руки гитлеровцев и были отправлены частью в Вильно, частью - в Париж. Виленские документы пропали, а парижские в качестве трофея достались американцам и получившийся фонд, названный "Архивом Восточно-Европейского еврейства" вошел в документальную коллекцию YIVO - Института Высщих Еврейских Исследований.

Например в период с декабря 1918 по декабрь 19-го погромные акции на Украине распределяются следующим образом:

439 (40%), убито 16 706 (54%) - Директория и союзники
307 (25%) , убито 4165 (14,9%)- различные банды
213 (17%), убито 5235 (16,9%) - белые
106 (9%), убито 725 (2,3%) - красные
52 (4%) , убито 3471 (11,2%) - григорьевцы
33 (3%) , убито36 (0,1%) - неустановленные погромщики
32 (3%) , убито 134 (0,4%) - польские интервенты

Убийста происходили всегда по-разному. Иногда они носили характер массовых карательных акций, например 15 февраля в Проскурове, желая отомстить за провалившийся большевистский переворот, местный атаман Семисенко за 4 часа ухитрился расстрелять и повесить около 1650 евреев, а григорьевцы взяв Елисаветград за пять дней уничтожили от 1300 до 3000 евреев. В Фастове терские казаки белого полковника Белгородцева за три дня с 23 по 26 сентября 1919 было убито до 1500 евреев. Иногда погромщики (в основном те кто проходит по графе "банды разные") почти никого не убивали, зато грабили все еврейское население поголовно. Но некоторые , впрочем, проявляли особую изобретательность:

повстанцы всех мастей заживо хоронили евреев, варили в больших котлах, топили, рядами укладывали на рельсы, а затем пускали по ним паровоз. Попавшим в руки польских легионеров очень везло если их просто секли нагайками до мяса. Тем кому такое счастье не улыбнулось - отрезали уши и нос, выкалывали глаза и ломали конечности. Белые в своем садизме вполне могли поспорить с поляками - так начальнику милиции Велижа, который на свою беду оказался еще и коммунистом вырвали два золотых зуба, затем раскаленными шомполами проткнули ноги около пальцев, вырезали куски мяса, после чего - сожгли заживо

Белые вообще занимают почетное место среди украинских погромщиков. На их долю в абсолютных цифрах приходится лишь 1/5 всех погромов, но тут следует учесть что эта доля высчитывалась за весь период с 1918 по 1920, в то время как погромы Добровольческой Армии продолжались лишь несколько месяцев и за это время белым удалось побить все предыдуще и последующие рекорды .

В чем причина такой ненависти масс Белой Армии к евреям. На этот счет бытуют разные мнения, привожу лишь самые распространенные. 1) Белые в массе своей последовательно выступали "реставраторами" старых порядков по трем основным вопросам Русской революции - то есть по аграрному, рабочему и окраинно-национальному. Земли возвращались помещикам, рабочие выступления подавлялись и в этом ряду вполне смотрятся еврейские погромы, как реакция на отмену ограничений для евреев, произошедшую после Февраля. 2) Еврейские погромы являются следствием вырвавшейся наружу старой украинской традиции гайдамачества (а та славная традиция тянется со времен Хмельнитчины и ранее - см. "Тараса Бульбу", кто не в теме). Сторонники этой точки зрения считают что почти все погромы Добрармии затевались в первую очередь казаками и с целью пограбить. К этой же точке зрения примыкают отдельные "белые " исследователи, считающие что Добрармия изначально не была массово антисемитски настроенной, но прийдя на Украину обнаружила там "подготовленную почву" для погромов. На самом деле на российской территории деникинцы занимались тем же самым и с не меньшим энтузиазмом. Погромы происходили в Балашове и в Царицыне.ю в Бирюче (Воронежская губ), в Белгороде, в Тамбове, в Козлове (Тамбовская обл), в Ельце и в Ливнах (Орловская губ)

Белые захватывали Балашов дважды и оба раза взятие городка сопровождалось погромами. Уходя белые увели с собой некоторое количество арестованных, включая
женщин и детей, судьба которых осталась неизвестной. Знаменитый рейд корпуса Мамонтова сопровождался настоящей охотой на евреев, которых специально разыскивали и убивали. В Козлове мамонтовцы за 4 дня разгромили все еврейские квартиры, хозяев которых рубили шашками, расстреливали в домах и на улицах. В грабеже принимали участие не только белые войска, но и местные жители, к которым происоединились окрестные крестьяне. 30 августа 1919 года Красная Армия вошла в Козлов и увидела "мертвый город: главная улица , как и другие, была совершенно пуста; кроме изуродованных трупов убитых евреев и рабочих, трупов лошадей, на улицах не было никого и ничего" (Известия 29 сент 1919)

В Ельце жертв было столько что хоронить их пришлось три дня - с 7 по 10 октября. "Трупы валялись везде: в лесу, в овраге, в реке, и даже в колодцах" около 200 человек разной национальности пропали без вести. Среди трупов были обнаружены тела двух девушек 17-19 лет, которые сперва были изнасилованы, а потом убиты, и мальчиков четырех , пяти и шести лет. Некоторых евреев белые увели из города, впоследствии их трупы были разбросаны по всему уезду.

В Фастове грабившие евреев терские казаки заходили в дом и требовали денег. Если их не оказывалось , то еврею на шею накидывали веревку, и два казака, взявшись с разных концов начинали его душить. Если жертва теряла сознание, ее приводили в чувтсов при помощи воды или ударами прикладов и повторяли процедуру. Пытавшихся перечить или вступаться - убивали. Изрубленные шашками трупы бросали собакам или свиньям. Многих евреев заставляли самих зажигать свои дома, а потом прикладами и штыками загоняли их вместе с семьями в огонь. Всего сожжено было около 200 домовладений и торговых помещений, сгорели заживо около 100 человек.

"Материальная" составляющая погромов безусловно не менее важна чем "идеологическая". Как писал В.А. Маклаков - психология Белой Армии в этом отношении представляло собой "сколок с большевизма". В условиях нарушенных систем производства и товарообмена все действующие армии Гражданской Войны занимались самоснабжением: "Армии не хватает одежды и обуви - реквизировать все в магазинах и у буржуев. Офицеры посылали по лавкам искать матерьялов, и если эта комиссия найдет какие-нибудь две дюжины кальсон, то это уже превращается стоустой молвой в тысячные запасы, отсюда и прежнее негодование - мы мерзнем, а вы товары прясете. Реквизировать, и кончено". Модус операнди деникинской армии был в этом отношении еще более простым - "бей социалистов, бей спекулянтов, бей жидов". Шульгин писал: "Большевики истребляют торговцев под именем "буржуев" декретами и чрезвычайками, а мы истребляем их под именем "спекулянтов" грабежами".

Для большей части войск по ту и другую сторону фронта грабеж стал важнейшим стимулом для участия в боевых действиях. Когда в тылу Добрармии попытались было аннулировать хождение "керенок" , некий белый генерал возразил - "Помилуйте, ведь эдак мы уничтожим всю лихость атак, сколькие живут надеждой снять керенки с трупа ". Деникин признавал за своими солдатами и офицерами "законное право" обшаривать карманы у убитых большевиков. Д.С. Пасманик отдыхавший в крымском лазарете вместе с группой раненых казаков обратил внимание что те разговаривают и ведут себя как настоящие большевики. На вопрос к командующему ими офицеру , как можно рассчитывать на этих людей в борьбе против красных , был дан совершенно честны ответ: "На фронте этот же казак будет храбро сражаться - в надежде на грабеж".

Евреи , составлявшие в районах бывшей "Черты оседлости" большинство торгового сословия, разумеется становились "объектом №1" для "самоснабженцев" в погонах. Их грабили как торговцев и убивали как жидов.

Погром в Полтаве длился три дня. Офицеры даже не пытались остановить казаков , лишь "иногда били их по лицу рукоятками револьверов". Этот погром обошелся почти без крови, были расстреляны только учитель гимназии еврей Ямпольский и некий Левин, на свою беду оказавшийся однофамильцем чекиста. Но именно по поводу Полтавы В.Г. Короленко написал строки как нельзя лучше характеризовавшие всю Добрармию в ее отношениях с местным населением - "Большевики отлично "вступают" - и уж только потом, когда начинают действовать их чрезвычайки их власть начинает вызывать всеобщее негодование и часто даже омерзение. Деникинцы же вступили с погромом и все время вели себя так, что ни в ком не оставили доброй памяти, такое впечателение, что добровольчество разбито не только физически, но и убито нравственно"

Киев Добрармия брала дважды. В первый раз (1919) обошлось без погрома, однако одна из киевских евреек, вышедшая встречать деникинцев с цветами вспоминала: "ненависть к евреям объединяла всех и какая ненависть: "жиды, жидовка, комиссар, комиссарши", "бить, резать и грабить" - в толпе был слышен только один разговор на общую для всех тему "жид". 16 летняя московская школьница Нелли Пташкина, бежавшая от большевиков в Киев (ее отца разыскивала ЧК то ли как бывшего служащего, то ли как крупного буржуя) и ждавшая добровольцев как избавления записала в свой дневник от 22 авг 1919:
"радостное настроение постепенно сменяется тяжелым предчувствием. Воздух жужжит от несущихся со всех сторон ругательств на евреев: "жид, жид, жид!" Ужасно!... Хочется сердцем и не можется- примкнуть к этой толпе, а между тем и твое сердце радуется русскому флагу, и ты чувствуешь в храбрых освободителях родных и близких. Больно щемит сердце от этой насильной отчужденности"

Некая еврейская семья пригласила на ужин двух солдат - добровольцев. Те весело шутили с хозяевами и нахваливали угощенье, а потом один сказал с некоторой мечтательностью: "Вот теперь бы на Подол забраться жидов резать. Самая подходящая погода"

И было по слову его. 17-20 октября 1919 войдут в историю украинского еврейства как Киевский "тихий погром". Отличался он полным отсутсвием массовых беспорядков, выбитых стекол и пущенного по ветру пуха из еврейских перин. Обычный эпизод "тихого погрома" выглядел так - группа белых солдат, иногда - в сопровождении офицера,заходила в еврейскую квартиру, после чего старший произносил речь,обвиняя киевских евреев в большевизме, уклонении от службы в Добрармии (куда их не особо и брали, но об этом в другой раз) и в стрельбе по белым войскам из окон. В качестве компенсаций требовали денег и драгоценностей, если же таковых не находилось или предложение не удовлетворяло спроса - начимнались пытки, имитации расстрела, а то и просто убийства.

"По ночам на улицах Киева наступает средневековая жуть. Среди мертвой тишины вдруг начинаются душераздирающие вопли. Это кричат "жиды". Кричат от страха. В темноте улицы где нибудь появится кучка пробирающихся "людей со штыками",и , завидев их, огромные пятиэтажные, шестиэтажные дома начинают выть сверху донизу. Целые улицы, охваченные смертельным ужасом, кричат нечеловеческими голосами, дрожа за жизнь" (Шульгин. Киевлянин 1919 №37)

Эренбург "сфотографировал" в своих воспоминаниях типисную картину "тихого погрома: "Во дворе лежал навзничь старик и пустыми глазами глядел на пустое осеннее небо. Может быть, это был молочник Тевье, или его зять, старожил обреченного Егупца (Киев). Рядом была лужица не молока - крови. А ветер беспокойно теребил бороду старика".

А в квартиру тестя Эренбурга - доктора Козинцева ворвался молодой офицер и завел речь: "Христа распяли, Россию продали", но увидев лежащий на столе портсигар остановился и деловито спросил - "Серебряный?"

На всех украинских железных дорогах шла настоящая охота на евреев. Поезда останавливали, выявляли лиц "штрафной национальности", а затем - выбрасывали из поезда на ходу или же предварительно расстреливали. В начале 1919 года петлюровцами было зарезано 16 евреев в поезде "Умань-Одесса", по воспоминаниям Н Ф Наживина "были зарезаны так просто, здорово живешь: подойдут, зарежут, как теленка, а потом мертвым телом вышибут окошко и выбросят труп на насыпь".Дроздовцы ходили по поездам, выявляя евреев при помощи слова "кукуруза". Тех кто не мог произнести правильно -"всего лишь" выбрасывали из вагонов на ходу. Эренбург по дороге из Киева в Коктебель наблюдал те же сцены: "На станциях в вагоны врывались офицеры или казаки: "Жиды, коммунисты, комиссары, выходи!...снова раздавался монотонный крик: "А кто здесь пархатый?... Вши и кровь, кровь и вши"

Ну и конечно от поклонников Белого Дела последует логичный вопрос - пыталось ли белое руководства, в частности - командование Добрармии остановить погромы , хотя бы для придания некоторого веса своему лозунгу "мы пришли восстановит законносмть и порядок."? Да пытались. В белых архивах можно найти не один десяток приказов вроде того что издал Май-Маевский 31 июля 1919 года:

"Под мощной защитой Армии всем гражданам, без различия состояний, национальностей и вероисповеданий должно быть обеспечено спокойное существование и неприкосновенность; лдаже и единичные случаи притеснения какого-либо класса населения, какой-либо национальности, например евреев, не должны иметь места..."

Однако все эти указы, многие из которых обещали самые суровые меры погромщикам, в большинстве случаев так и оставались в виде буковок. Ссориться с армейской массой никто не хотел.

продолжение следует.
Tags: жидокомиссары, история
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author