pvt Joker (haeldar) wrote,
pvt Joker
haeldar

Category:

Логика деавтомобилизации

Что лучше - прогресс или регресс? "Идиотский вопрос" -ответите вы мне и будете в общем-то правы, потому что вопрос действительно идиотский - смотря что понимать под тем и другим.

А если поговорить об этом в категтриях урбанизации и деурбанизации? Тогда все становится понятно - сам по себе возникший "в пустоте" город - полис есть кусок упорядоченного посреди окружающего хаоса. Пробораз Вселенной как таковой. Модель мира, внутри которой жизнь многих человеков организована наиболее рациональным и упорядоченным способом. Древнеиндийские трактаты о градостроительстве - часть религиозного канона, освященная Традицией. Точно так же и у нас - каждый город , ну хоть в теории но должен "отражать"образ Небесного Иерусалима.

Сам по себе построенный город - это свидетельство именно прогресса понимаемого в категориях перехода от неупорядоченного , от Хаоса к некоей структуре обусловленной ratio человека. От дионисийского, вакхического начала к аполлоническому (это если вспомнить "Рождение трагедии..." Нитцше).

но это все голимая философия на пустых местах, так сказать - попыфтка обосновать в категориях то, что инстинктивно понятно каждому, поэтому перейдем к сути.

А суть-то как раз заключается в том что сейчас все наоборот. Жизнь и развитие городов подчиняются не логическому и упорядоченному , а хаотическому и иррациональному.

Стихии Рынка, если говорить конкретнее.

"Каменные джунгли" - так стали называть города именно в XX веке. До того влияние на структуру города сиюминутного "купи-продай" было весьма ограничено. Ну были разные там "трущобы Ист-Энда", в которые с заходом солнца лучше было не соваться. Так они были всегда, и в Риме были, и в Греции. Думаю что в древнеяпонской столице Наре тоже были такие кварталы, просто до нас сведения о них не дошли

Все изменилось в  веке XX. Упорядоченная , логически выстроенная и размеренная жизнь городанина вдруг оказалась подчинена тотальному угнетению . При этом угнетение это имеет в своей основе именно хаотическое, неупорядоченное начало - то есть противоречит самой природе города.

Непосредственным орудием этого угнетения является находящийся на руках гражданина личный автомобиль.

Слышите стук топоров и вой бензопил? Парк в который вас водил гулять отец теперь выкорчевывают с корнем - надо срочно строить новое шоссе, четвертое кольцо, дорожную развязку, паркинг, бензоколонку.  Ученые мужи подсчитали метраж и охренели: в современном мегаполисе общая площадь транспортной инфраструктуры оказывается лишь ненамного меньше площади отведенной непосредственно для обитания человека . То есть совокупная площадь автодорог, развязок, паркингов, бензоколонок быстрейшими темпами приближается к площади личных квартир и тротуаров, а если "развитие транспортной инфраструктуры" будет продолжаться такими же темпами - то вскоре значительно ее превысит. Вот вам "восстание машин" против человека в химически чистом виде. Не надо никакого чужеродного разума, никакого Скайнета - человек сам, добровольно уступает собственное жизненное пространство своим механическим порождениям.

Я молчу про гигантские рекламные биллборды, от созерцания которых возникает чудовищная стрессовая нагрузка на психику, и  которые сделаны такими именно для того чтобы их было четко видно из окна проезжающего автомобиля - тут уже Брэдбери в "451 градус по Фарентгейту" все сказал:

Вы видели  на шоссе  за городом рекламные щиты?
Сейчас  они длиною  в двести  футов. А знаете ли вы,  что  когда-то они были
длиною всего  в двадцать футов? Но теперь  автомобили несутся  по дорогам  с
такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать
не смог.


Особенно трудно в этом отношении Москве. Все классические мегаполисы made in USA были построены по "клеточной" структуре: авеню-стрит, авеню-стрит - как школьная тетрадь. Центр города в такой системе имеет чисто символическое, а не географическое значение Такие города можно практически безболезненно расширять, не разрушая. А Москва строилась по схеме "кольцево-радиальной".  Неудобный , одним словом, город. Раздаются уже радикальные предложения в стиле снести НАХУЙ все внутри ТТК, оставив Кремль, допустим и какой-нибудь Большой театр. И выстроить все "с нуля" - нормально, логистически правильно. , хотя  если подумать далее - то ясно что и это будет лищь временным решением проблемы. Потому что неупорядоченный, подчиненный лишь хаотическим законам Рынка рост числа транспорта на руках граждан сделает через какое-то время абсолютно бессмысленными любые логистические схемы, и все опять придется переделывать по новой.

А стоит ли сносить вечное ради временного?

Почему во вторжении Хаоса в городской порядок виноват именно капитализм как система

Ответ ясен. Потому что как система капитализм не нацелен на долгосрочное планирование.  Он весь заключается в расчете завтрашних прибылей и завтрашних же убытков, но о том что буде послезавтра - никто и не думает, ибо считается что "Невидимая Рука" (ТМ) расставит все по местам.

Как это выражается на практике?

Вот представьте себя в кабинете градоначальника. Теоретически, из докладов дорожной полиции вам известно что на руках жителей вашего города примерно 100 000 автомобилей. И тут то рынок , то государство возьмут - да и подкинут проблем. То "Форд" выпустит очередной "шаробан дешевый, практичный малолитражный", то увеличится количество рабочих мест для менеджеров среднего и не очень звена, то пособия вырастут. Ну или вдруг либерализовали продажу подержанного автотранспорта.

Короче пока вы планировали да занимались текучкой, количество автомобилей возросло до 200 000...
 
Имеющиеся дороги на такое количество не рассчитаны, система автостоянок тоже. Население паркуется в неположненных местах и выражает глухое недовольство когда с него берут за это штраф. Появились пробки. Возросло количество ДТП со смертными исходами

Вывод прост - надо расширять инфраструктуру, что-то ломать и строить новые дороги, развязки и паркинги.

Вопрос - как?
Ответ - быстро нах! В ритме джиги. Какая там "историческая застройка", какой там парк - "старое к чертовой сносим мы". В глубине души может и зреет мысль о том что этому процессу не будет видно конца, но эту мысль градоначальствующие стараются гнать от себя подальше. Потому что будущее-будущим, а проблема пробок и перегрузки дорожно-транспортной системы  и давление на власть со стороны  граждан (и лобистов интересов автоконцернов) есть  уже сейчас. А выборы, прошу заметить,  - через год.

Автомобиль из орудия прогресса  - "железный конь идет на смену крестьянской лошадке", превратился в орудие хаоса ,  именно в силу своей массовости. Будучи задуманным как средство облегчения жизни человека, автомобиль, в итоге, стал приносить больше вреда чем пользы , разрушая среду обитания человека, перекраивая его жизненное пространство под сиюминутные,  и, что самое страшное, все время меняющиеся потребности.

Что делать?

Городам нужна четкая и до конца выдержанная программа неуклонной деавтомобилизации. Программа внедряемая не частным порядком а имено центральной властью. Программа основанная на рациональных, научно обоснованных началах, а не на сиюминутных потребностях созданных "Невидимой Рукой" (ТМ). 

Идеалом и целью такой программы будет окончательное победное изгнание  личного автомобиля за пределы городов. Частный автотранспорт станет средством спорта и междугородних путешествий для тех кому это нравится. Прокатитьс из Москвы в Питер на собственном джыпе - да сколько угодно. Но доехав до городской окраины, ты своего 4-х колесного друга , будь добр, оставь и пересядь на общественный транспорт.

Кроме того должна иметь место и разгрузка транспортной инфраструкетры за счет сокращения числа ее пользователей. Нет, я не про геноцид говорю, а  про введение работ на аутсоринге и "распределенных" фирм и служб везде где такое возможно. Организация госдавления на эту тему на "боссов" всех уровней.

Структура общественного транспорта и логистика его потоков должны опять-таки планироваться на рациональной и научной основе , индивидуально для каждого города, исходя из исторически особенностей его внутренней структуры и застройки.

Идеальным представляется мне лично сочетание метро, монорельса (как грузового так и пассажирского) различных электрокаров, включая сюда и управляемые компьютером одно-двухместные такси и небольшого количества автомобилей на водороде или газе (милиция, "пожарка", "Скорая", "госслужбы", инкассация, перевозки ограниченного количества спецгрузов). Ну и личный оздоравливающий транспорт граждан - велосипеды. Вся система полностью управляется и контролируется компьютером, то есть хаотических транспортных потоков и пробок не должно возникать по определению.

все это существует и демонстрируется, а кое где и работает ..   Нужен лишь талантливый логист способный объединить многие структуры и сети в нечто единое и нужна политическая воля которой будет в высшей степени положить на лоббизм автоконцернов и интересы автовладельцев и которая будет жесткими мерами продвигать такую систему от теории к реальному воплощению.

Иначе городу как упорядоченному образованию придет конец. 

P. S. Автор постинга выражает признательность за ценные мысли и методическое руководство жж-юзеру the_blacky, в спорах с которым периодически рождается истина
Tags: жизнь
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author